Зло не создано Богом. Зло не имеет сущности. Оно есть извращение мирового (а в отношении к человеку и ангелам – нравственного) порядка свободной волей человека и ангелов. Если бы не было свободы, то не было бы возможности извратить нравственный порядок, премудрый и совершенный. Ангелы и человеки, как автоматы, подчинялись бы законам физического и нравственного мира, и зла не было бы. Но без свободы воли не было бы в человеках и в ангелах образа Божия и подобия. Совершенное существо немыслимо без свободы воли. Кстати, все атеистические учения вынуждены отрицать свободу воли; они и отрицают в теории, а на практике втихомолку допускают свободу воли, иначе пришлось бы с ужасом признать, что человек – ничтожная часть огромной бездушной машины, которая знать не знает и не хочет знать о человеке и безжалостно калечит и уничтожает его, когда законы этой машины приводят к этому.
Желание стать «как боги, знающие добро и зло», привело к падению и ангелов и человеков. Отсюда начинается история человечества. Воспитать человека в благоговении и любви к Богу, в любви к человеку, не подавляя его свободы воли, возвести его в достоинство сына Божия – сложнейшая задача, абсолютно неразрешимая для людей и потребовавшая даже от Бога величайшей жертвы – воплощения, крестной смерти и воскресения Самого Бога.
С гордостью человек не может спастись. При наличии гордости он и в раю опять может отпасть от Бога уже окончательным падением, подобно демонам. Поэтому в течение всей жизни Господь дает человеку познать, что без Бога он ничто, он раб своих страстей и раб диавола. Вот почему до смерти Господь не позволяет вырвать плевелы, чтобы не повредить пшеницы. Человек без недостатков, с одними положительными качествами, обязательно возгордился бы. Если с малыми добродетелями мы находим возможность гордиться, то что же было бы, если бы для нас еще здесь открылась вся слава обоженной души? Даже апостол Павел нуждался в отрицательной помощи ангела сатанина, пакости деющего, чтобы не превознестись. О нас же и говорить нечего.
Как Господь старается спасти человека, так дьявол – погубить. Дьявол дает человеку видимость победы над собой и вводит через это в самодовольство и гордость; дает успехи в покорении сил природы и внушает мысль: «Через знание (науку) вы победите природу, будете бессмертны и станете богами. Вы и теперь уже можете гордиться своими достижениями...» Ясна противоположность двух направлений. Вполне очевидным становится промышление Божие о спасении человека и усилие дьявола погубить даже тех, кто все силы употребляет на искание «единого на потребу», т.е. Царства Божия. Из области теории это переходит в самую жизнь, человек находится в непрерывной борьбе со злом, с дьяволом, с его внушениями, то падая, то вставая. В этой борьбе он познает свою немощь, лукавство вражие, помощь Божию и любовь Божию к себе. Он познает цену добра и зла, и уже со всей сознательностью выбирает добро, делается непоколебимым в предпочтении добра и его источника Бога, и отвергает зло и дьявола.
Хотя он и падает, делает злое, но и сознает это как зло, грех, осуждает себя, кается, просит прощения у Бога и тем самым еще более утверждает свое предпочтение добра и Бога, хотя и отрицательным путем.