ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ.МИР ПРАВОСЛАВИЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ.МИР ПРАВОСЛАВИЯ » Осуждение и гордость » Не должно осуждать ближних.


Не должно осуждать ближних.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Отчего мы осуждаем братьев своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.

Самих себя должно считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только дьявола, который прельстил его. Случается, что нам кажется, что другой делает худо, а на самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверзта, и неизвестно, кто прежде войдет в нее - ты-ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.

Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. Если осуждаешь ближнего, учит преподобный Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь.

Преподобный Серафим Саровский.

Не должно осуждать ближних. 
Грех осуждения - самый богопротивный грех. Это подтверждается следующим рассказом. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «раз приходит ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его - как живут отцы? Он отвечал: хорошо, по молитвам нашим. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: нисколько он не переменился, отче! Это услышав, я воскликнул: худо! и только сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоявшим ангелам и сказал им: изриньте его вон, ибо он осудил брата своего прежде Моего суда. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я пришел в себя. Горе мне! - сказал я тогда пришедшему брату, - зол сей день мне! Почему так? - спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с тех пор семь лет провел я в сугубом покаянии, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию».

Итак видите, братие, как тяжек и богопротивен грех осуждения ближних! Но насколько тяжек он, настолько же напротив спасительно жить в незлобии и смирении и никого не осуждать. Вот пример тому:

Некоторый инок, в лености проживший жизнь, разболелся к смерти. Когда он был при последнем издыхании, братия окружили его одр и с удивлением смотрели на то, что и в час смертный он был радостен и беспечален. Один из старцев спросил его: «брат! мы знали, что ты жил в небрежении и лености, скажи же - отчего ты и теперь, при смерти, нисколько не заботишься о себе и весело смотришь на нас»? Умирающий отвечал: «подлинно, я худо жил, отцы. Но с тех пор, как я сделался монахом, я никогда и никого не осуждал. И вот теперь видел я, что ангелы принесли рукописание моих грехов, и за мое незлобие при мне разорвали его. Поэтому я с радостью и отхожу ко Господу».

Итак, слыша это, братие, не судите и не судят вам; и не осуждайте, да не осуждени будете (Лук. 6, 37). Аминь.

2

Подвиг неосуждения 
Преподобный Максим Исповедник говорит: «Не должны-ли мы вострепетать, слыша как Бог Отец, не судя никого, Сам ‘весь суд отдал Сыну’ (Иоан. 5,22)? Сын же, Господь Иисус Христос, говорит нам: ‘Не осуждайте, и не будете осуждены’ (Лук. 6, 37). Подобно и Апостол Павел говорит: ‘Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь’ (1 Кор. 4, 5), и еще: ‘тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя’ (Рим. 2, 1). Говорю вам, так оно и есть: люди, оставя плакаться о свох грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга! Небо ужасается сему и земля трепещет».

Проходят столетия, а люди попрежнему стоят перед все той же неприступной стеной осуждения и не могут преодолеть ее. Адам в раю, оправдываясь перед Богом, осудил Еву; Каин, осудив в душе брата своего Авеля, убил его; грех осуждения привел иудеев к убийству Мессии; и нас, новых каинитов и фарисеев, осуждение толкает на ежедневное духовное убийство братьев своих.

Осуждение мучает и самих осуждающих, оно не дает душе успокоиться, заставляет непрестанно следить за действиями окружающих, и горьким ядом подозрительности отравляет душу.

Один старец как-то сказал: «Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать». Умом эти слова можно понять, но как их исполнить на деле? Для этого необходимо понять, в чем причина осуждения. А причина в нашей ложной самооценке: осуждает другого тот, кто себя считает вправе судить, кто себя ставит выше брата своего, кто себя видит якобы лишенным тех грехов, в которых обвиняет окружающих. Тот, кто не осознал собственной духовной порчи, никогда не перестанет осуждать ближних.

Но ведь мы все заражены грехом, все томимся своей испорченностью, все чаем избавления в жизни будущего века, все нуждаемся в божественной помощи. Опять же, теоретически мы все это знаем, но когда доходит до дела, удержаться от осуждения бывает болезненно тяжело; нас тянет осуждать. Почему? Потому, что осуждение стало нашей страстью и, как всякая страсть, оно приносит нам бесовскую усладу, тонкое прелестное наслаждение. Как «приятно» в дружеской беседе кого-либо поосуждать, высмеять чьи-то недостатки... Но неужели мы не верим Евангелию, предупреждающему, что за каждое слово придется все-таки некогда дать ответ, а значит и за это лже-веселие, замешанное на осуждении.

Борьба со страстью осуждения, как и с любой иной страстью, не может быть теоретической; она должна быть ежедневной, ежеминутной, пожизненной; она должна основываться на понуждении себя и на внимании к своим словам и мыслям. Иначе говоря, без духовного подвижничества здесь не обойтись.

В чем же в данном случае должен состоять этот подвиг? Во внимательном слежении за собой во всех разнообразных жизненных обстоятельствах. При этом мы обязательно заметим, что в течение дня поводы к осуждению, словно невидимые подводные камни, окружают нас со всех сторон и грозят крушением кораблю нашей души. С Божией помощью, постепенно, мы научимся избегать столкновений с этими подводными камнями: там, где раньше нами овладевало раздражение - мы будем спокойны, где гневались - промолчим, где оправдывались - смиримся, где осуждали ближнего - помолимся о нем и о себе, дабы и нам не впасть в подобные прегрешения.

Очень скоро мы заметим, что душа наша, не отягченная осуждением, испытывает подлинную духовную радость и легкость; и немудрено - вериги чужих грехов больше не гнетут нас.

Как осуждение влечет за собой другие пороки: гнев, ссоры, вражду, так и победа над осуждением открывает путь добродетелям: чистой молитве, безгневию, видению своих грехов. Именно по этой причине демоны всячески опутывают душу сетью осуждения и препятствуют освобождению от этой страсти. В свою очередь и мы, по той же причине, не имеем права отлагать борьбу с осуждением, но должны немедленно начать внимательно следить за собой.

«Следить за собой» - золотое правило христианской нравственности, увы, так часто пренебрегаемое христианами. Как много усилий мы тратим на внешнюю деятельность, и как мало сил оставляем на то, чтобы следить за собой. А ведь без этого внутреннего подвига ничто внешнее не приведет ко спасению...

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого. А для достижения этой цели необходимо вступить на путь духовной борьбы со страстями, и с Божией помощью, одну за другой, последовательно побеждать их. А начать борьбу можно все с той же страсти осуждения.

Запомним же слова старца: «Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать».


Вы здесь » ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ.МИР ПРАВОСЛАВИЯ » Осуждение и гордость » Не должно осуждать ближних.


Создать форум. Создать магазин