О пользе поста.
Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, - но не для пристрастия, не исключительно для наслаждения. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслажениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки в пост, что человек-то очень дорог у Бога, и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

О нарушениях поста.
Очень многие из нас виноваты в пренебрежении постами. Святая Церковь велит строго соблюдать посты. Это - верное средство смирить и уничтожить в нас чревоугодие, сие гнусное гибельное идолопоклонство. А кроме того, постами Церковь чтит и славит страдания Господа нашего Иисуса Христа, Пречистую Матерь Спасову, Воздвижение честного Креста, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Верующий человек не может не отмечать эти спасительные дни и времена постом. А многие из вас совсем не постятся, да еще ссылаются на Священное Писание: «Не то, что входит в уста сквернит человека, но что из уст» (Мф. 15, 11). Вот и доказывают противники постов: «Ты лучше не ругайся, не злись, не насмехайся над человеком, вот тебе будет и пост». - Так это же совсем вещи разные. Насмехаться так и так нельзя, злобиться, гневаться, воздавать злом за зло. И плохо тот, конечно, держит пост, кто мяса во время поста не ест, а человеков угрызает. Но как же можно отметать пост, когда Спаситель Сам сказал: «Сей род (то-есть бесы) ничимже изгонится, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Видите, есть только два средства против нечистой силы: молитва и пост. Как же их не употреблять? Как же можно не поститься? Как можно не слушаться Святой Матери нашей Церкви? Ведь «кому Церковь не мать, тому Бог не отец», сказал святой священномученик Киприан; как же можно не слушаться Матери?

То правда, что скоромная пища сама по себе не сквернит человека. Младенца и в Страстную неделю не сквернит молоко, равным образом и того, кому врачи приказали по болезни ежедневно питаться молоком. Ведь то же самое молоко, например, творог или сыр, которые тебе сегодня есть нельзя, через сколько-то дней, после окончания поста - можно, оно не скверно, и не было скверно никогда. Но что поистине оскверняет человека? Помыслы, из сердца исходящие, вот они-то и оскверняют человека, как объяснил Сам Христос. Не молоко осквернит тебя, когда ты вкушаешь его без всякой уважительной причины среди поста, а вот именно твои кощунственные помыслы, твое пренебрежение к уставам Церкви, твои рассуждения осквернят: «подумаешь, пост, а кто ныне постит-то? Ты хорошим будь, никого не обижай, вот и пост!» Такие кощунственные помыслы, исходящие из грехолюбивого непокорного сердца человека, и оскверняют его! А больные, которым по нужде разрешается нарушение поста, должны нарушать его только по необходимости, с великой скорбью, и с ежедневным покаянным молитвословием: «Господи, прости меня окаянного, что по крайней нужде, по болезни, вынужден я нарушать пост святой. Ведь и болезнь моя от грехов моих произошла, как и вообще все болезни наши от грехопадения возникли. Прости меня, Боже, и укрепи здоровье мое, чтобы в будущем великая мне радость была - не нарушать вожделенного мне поста».

Согрешали объядением, раноядением, тайноядением, лакомством, кто чем. Кайтесь Богу и старайтесь каждый победить свою гибельную страсть к лакомству-ли, к перееданию-ли, все равно. Тем более, что лакомством ослабляется и изнеживается организм, а постоянным перееданием и вовсе разоряется. Главное же то, что обильно питаемое чрево, утучненная плоть вырабатывает множество веществ, забивающих и ум, и сердце, не дающих им нормально духовно действовать. Плоть одебелевает, делается хозяйкой в человеке, а она - падшая, имеющая в себе закон, противодействующий закону нашего ума, враждебный нашему духу и всему духовному. «Смотрите, предостерегает Господь, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пиянством, чтобы день тот не настиг вас внезапно» (Лук. 21, 34).

Пьянство же, которому так подвержены многие и многие из окружающих нас - смертный грех. «Не обманывайтесь, возлюбленные, - говорит Апостол, - ни воры, ни прелюбодеи, ни хищники, ни грабители, ни осквернители, ни пьяницы Царства Божия не наследят!» (1 Кор. 6, 9). Кто виноват в тяжком грехе пьянства, выбирайся из этого диавольского омута, пока не поздно, иначе вечная тебе погибель, вечные тебе мучения. И так страдают от вас, пьяниц, ваши жены и дети, когда вы без ума, напившись, их избиваете, когда вы проматываете деньги что на хлеб насущный. «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд!» (Ефес. 5, 18). Сколько всяких скверностей допущено людьми в пьяном виде, сколько убийств даже. Сколько пропито, сколько погублено сил, здоровья и самого пьяницы, и его родных. Сколько зачато детей в пьяном виде. Они - либо больные, либо хилые, либо уроды и дурачки с колыбели - ходят как живой позор и укор произведшим их на свет несчастным пьяницам. А эти последние гибнут, у них происходит, по выражению врачей, деградация личности, они сами на себя не похожи, потеряв свое человеческое достоинство. Как может такой спившийся человек управлять домом своим, чад иметь в послушании и наставлении, а ведь этого требует Господь с каждого мужа, отца, хозяина дома. Можно ведь в меру выпивать. Христос первое чудо в Кане Галилейской для веселия на законном браке сотворил, превратив шесть больших кувшинов воды в прекрасное вино, чтобы мы перестали пьянствовать, а все употребляли в меру.