В день Пятидесятницы Господь послал Своей новоустановленной Церкви Святого Духа. И вот все евангельские чтения после Сошествия Святого Духа говорят о том, что нам делать для получения Царства Небесного, предлагают нам в пример всех святых – что делали они, как они искали и обрели Царство Божие. А вот в евангельском чтении о римском сотнике уже не поучение дается нам, а самый живой и конкретный пример: дается в пример тот духовный фундамент, то основное качество, с которого начинается путь в Царство Божие.
Евангельское чтение о сотнике приводит нам в пример римского сотника, язычника, а пример этот – его глубочайшее смирение. Когда-то высший из ангелов, Денница, пал через свою чрезмерную гордыню и этим навеки лишился Царства Божия. Теперь же Церковь нам указывает, что для возвращения к Богу нужно именно противоположное свойство, гордыне нужно противопоставить именно смирение, и римский сотник является удивительным образцом этого.
По своему гражданскому положению римский сотник был господином не только над сотнею воинов, которыми он командовал, но и над всяким иудеем и, значит, над Христом тоже, т.к. иудеи в то время были порабощены римлянами.
У сотника этого был любимый слуга. И слуга заболел и жестоко страдал. И вот сотнику говорят, что среди подвластных ему иудеев есть один замечательный Человек, Который имеет сверхъестественную силу исцелять людей. Но сотник был язычником. Он не знал ничего об иудейской вере, не знал Священного Писания, не знал о том, что иудеи ожидают пришествия Мессии. И Христос был для него хотя и великим Человеком, но все же только человеком, причем, ему же подвластным. Ведь сотник мог просто послать за Христом, призвать Его к себе.
Но посмотрите, дорогие братья и сестры, какие поразительные красота и сила проявляются в божественных качествах смирения и любви: из-за любви к ближнему господин становится рабом, а смирение стирает все границы общественного положения. У сотника одна лишь мысль: слуга его в опасности, а этот особый Человек может ему помочь. И вот сотник сам идет ко Христу. Идет и просит: не за жену, не за сына, не за дочь, отца или мать... а за слугу. Да еще просит иудея, порабощенного Римом. Римский гражданин просит милости, просит как раб у своего господина.
Сотник и говорит: «Господи, слуга мой лежит дома в расслабленном состоянии и жестоко страдает». Он больше ничего не сказал. В этих словах он выразил все свое горе. И это свое горе он принес ко Христу. А теперь стоит и смиренно, с опущенной головой, ждет ответа. «Я приду и исцелю его», – быстро отвечает Христос. Как все просто.
Но посмотрите, дорогие братья и сестры, что тут происходит, на какую невероятную высоту поднимаются вера и смирение сотника. Он останавливает Христа. «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой...» Слышите: я недостоин... Ведь это покаяние, это то же самое, если бы он сказал: Господи, я грешник, а вот Ты – Праведник. «Скажи только одно слово, и выздоровеет слуга мой». Только одно слово... Даже Господь удивился такой вере. «И в Израиле не нашел Я такой веры», – сказал Он. А ведь вера сотника была такая простая, такая самая смиренная: «Я – подвластный человек», – сказал он Христу, – «но имею у себя подчиненных воинов. Говорю одному – пойди, и идет, и другому – приди, и приходит». Что же выражают эти слова? А вот что: Ты Господин над болезнью и здоровьем, над жизнью и над смертью... Скажи только слово! Одно слово!
И Христос сказал это слово: «Иди, и как ты уверовал, да будет тебе». И выздоровел слуга его в тот час.
Это была награда за смирение. Вот что может сделать смирение и крепкая вера, дорогие братья и сестры! Да дарует же и нам Господь это смирение сотника! Аминь.