ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ.МИР ПРАВОСЛАВИЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ.МИР ПРАВОСЛАВИЯ » О вере » В мире нет ничего случайного


В мире нет ничего случайного

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

В мире нет ничего случайного

Что есть Провидение? Это есть одно из коренных свойств Божиих – видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем времени, как настоящее, и иметь всемогущую заботливость о сохранении творений и разумном управлении явлений, ими производимых. Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит так: «Провидение есть воля Божественная, которою все содержится и все разумно управляется».

Если мы рассматриваем какие бы то ни было происшествия и явления, не вникая в их причины и последствия, то нам многое кажется случайным. Если же посмотрим на них с истинной точки зрения, т.е. по разуму Божию судить будем о явлениях, в мире бываемых, то увидим, что в мире нет ничего случайного, что происходило бы без воли и без Провидения Божия. Разум Божий безграничен и обнимает все, подлежащее нашему разумению. Всемогущий Бог в одно мгновение проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и недоведомое в преисподних местах.

Во всех делах Божественного правления дивно сияет Его Провидение и попечение, которое не только распоряжается по Своей власти всеми созданиями, но присуще им и пребывает в них. Мы, слепые, думаем, что многое в мире бывает по слепому случаю, тогда как все без исключения происходит по предвечному совету Божию, по благоволению и Провидению Его.

Справедливо сказал Августин: «все то, что, не понимая, считаем мы происходящим случайно, неразумно и без всякого Божьего распоряжения, совершается по Божьему устроению». Объясним это примером: господин посылает двоих слуг в одно и то же место, но различными дорогами, не сказав об этом ни тому, ни другому. Встреча их в том месте есть случайная по отношению к слугам: они не думали встретиться друг с другом, – но не случайная по отношению к господину. Таким же образом нищий находит клад (закопанное сокровище, деньги) случайно, но для Бога, благоволившего, чтобы сокровище было там закопано, чтобы этот нищий нашел его и обогатился, – это уже не случайность, но Божие отеческое Провидение, обогащающее бедняка. У Бога не бывает случайностей.

Часто мы обманываемся, называя случайностью то, в чем открывается высочайшая Божия Премудрость и Провидение. Не случайно разбойники бросили со страху труп убитого ими человека в гроб Елисея, где брошенный, коснувшись костей Елисеевых, тотчас ожил. Не случайно Моисей был положен в осмоленную тростниковую корзину и пущен на воду, где нашла его дочь фараона – и усыновила. Не случайно Ахав, нечестивый царь израильский, был поражен стрелою, пролетевшею между швов панцыря. Истинно, эта стрела направлена была рукою Божиею, как и та, которая поразила Юлиана Отступника; только для пустившего стрелу воина это было случайностью. Не случайно ласточки влетели в дом Товита и добродетельного мужа лишили зрения. Это последовало по распоряжению Божию, чтобы показать Товита в пример последующим родам, что видно из слов Ангела, спутника Товии. По случаю ничего не бывает. Не случайно было повеление Кесаря Августа сделать перепись народа во время Рождества Христова. Не случайно встретился Христос при источнике Сихарском с самарянкою и беседовал с нею. Все это было предусмотрено и записано в книгах Божественного Провидения еще прежде всех веков.

Часто Бог, мудро промышляющий о нас, ведет нас по бедственным, едва проходимым, жизненным дорогам, но Он хорошо знает, какою дорогой ведет Он в небесные райские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшего и весьма надежного Путеводителя в нашей жизни? Каждого из нас сопровождает Божие Провидение на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизнь вечную, если только останемся верными водительству Божию, указанному нашим Спасителем во святом Его Евангелии.

Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить историю израильского царя Саула, который, быв послан своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Он был миропомазан пророком Самуилом, которому Господь открыл, что Саул и есть тот, которого должно помазать на царство для управления еврейским народом. Все произошло по непостижимому распоряжению Божию, как будто бы обыкновенным порядком: Саул и ослиц нашел, и вместе получил и царство, о котором никогда не думал. Как отличны судьбы Божии от мыслей человеческих: Саул нисколько не думал о скипетре царском, но благоволением Божиим был возведен на престол. Итак, не случайно забежали ослицы, не случайно послан был Саул для отыскания их, не случайно долго не находил их, и не случайно пошел к прозорливцу Самуилу узнавать о них: все это произошло по Божию Провидению, чтобы поставить Саула царем израильским.

При этом сам собою рождается вопрос: для чего было угодно Богу помазать на царство Саула, о котором Бог предвидел, что он впоследствии впадет в нечестие и бедственно окончит свою жизнь?

Вместо прямого ответа я предложу свои вопросы: зачем Бог создал в благодати Своей ангелов, о которых Ему было известно наперед, что они воспротивятся Богу и будут на веки вечные отвержены Им за грех? Зачем поселил Бог Адама в райском жилище, когда знал Бог, что Адам недолго проживет в раю и будет изгнан из него? Ради чего Христос причислил к апостольскому лику Иуду Искариотского, о котором наперед знал, что он сделается Его предателем? Какая причина таких перемен в Божиих определениях?

Блаженный Иероним так отвечает на подобные вопросы: «Хочешь узнать причину таких перемен? Вот она: Бог судит не будущие поступки, но настоящие, и никого не осуждает по Своему предведению, хотя и знает, что хороший человек впоследствии переменится в злого; при всем этом, по Своему милосердию поставляет его в положение такое, какого он заслуживает в настоящее время, и таким образом дает ему силу, на случай его падения, к обращению на истинный путь через покаяние. Не потому согрешил Адам, что Бог предвидел его согрешение, но потому и предвидел Бог это, что Адам по своей свободной воле имел согрешить».

Подобно этому рассуждает и св. Амвросий. «Не потому Адам согрешил, что получил заповедь, или Иуда, что был избран в апостолы, ибо не возложил Бог на них необходимости: одному – преступить заповедь, а другому – сделаться предателем. Оба они, если бы сохранили свято свои обязанности, могли бы удержать себя от греха. Те, о которых знает Бог, что станут вести жизнь добродетельную, вначале часто бывают злыми, а те, о которых Он знает, что будут грешить, сначала бывают добрыми. Стоишь ты теперь – берегись, чтобы не упасть. Святой апостол Петр упал – ты же будь осторожен; Иуда упал, чтобы предостеречь тебя от падения».

Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания (воли) не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши все на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно. От всего, что может вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и помогает нам.

Провидение Божие обнаруживается с величайшей мудростью: обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же, но, с другой стороны, и не оставляется без наказания вовсе. Если бы не подвергал Бог ни одного злодеяния наказанию, то многие подумали бы, что никакого Провидения нет. Если же бы за каждым преступлением неотложно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Свое Провидение; когда же других не наказывает тотчас по преступлении, то грозит им наказанием после смерти в будущей жизни, если не покаются в здешней.

Все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему; попускает сами грехопадения для достижения и приведения к концу высочайших, непостижимых, таинственных дел Своего Богоправления. Ибо и совершать добрые дела и попускать злодеяние есть свойство, исключительно принадлежащее одному Божественному Провидению. Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столько силен и добр, чтобы из всякого злого дела производить доброе последствие. Скажи по совести: когда в мире появлялось более лютое и большее зло, чем преступление Адамово и убиение Христа-Спасителя, нового Адама? – Однакож первородный грех низвел Бога с неба на землю для воспринятия на Себя тела человеческого; смерть Христова отворила нам небо и возвратила все потерянное нами в Адаме. Высочайший Бог есть вместе и мудрейший художник, превращающий всякое злое действие в причину к произведению наилучших последствий, подобно тому, как из грубой массы добывается золото. Согрешения Магдалины послужили для многих поводом к исправлению себя; падение Петрово – бесчисленному множеству людей примером истинного покаяния; неверие Фомы многих утвердило в истине воскресения Христова. Бог не посеял грехов, однакоже от них собирает богатую жатву добродетелей. Воистину Бог мед из камня, и елей от тверда камня источает, когда из величайших злодеяний производит благодетельнейшие последствия.

Таким же образом Провидение Божие бодрствует и о нас, и бодрствует неопустительно, так, что и малейшие наши телесные стеснения не оставляет незамеченными у Себя. Вследствие этого каждому из нас, при телесной невзгоде, следует рассуждать так: болезнь эта или другая невзгода – произошла ли она от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или от чего либо другого, – во всяком случае приключилась не без Божия Провидения, которое определило ее соответственно моим силам, т.ч. ее начало, ее тяжесть (ослабление или усиление) зависит от Него. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления ее: Оно вразумляет врача и указывает на средства, или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа. Равным образом, должно во всех приключениях, бывающих с нами, рассуждать, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя – знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься? Так точно размышляй и о всех других твоих бедствиях, которых происхождение, число, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрены Богом. Потому покорись Промыслу Божию, говоря: да будет воля Твоя, Боже Мой! По Твоему Провидению и попущению все это устроилось. А поелику Ты это сотворил, то я был бы нечестивым беззакоником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, Боже мой, во всем повинуюсь и с благодарностью приемлю все от Тебя ниспосылаемое и терпеливо претерплю.

Блаженный Августин говорит: «Волнуется море мирское, и Ты, Господи, видишь злых процветающими, добрых же – угнетаемыми: вот, искушение, вот, буря. Господи Боже! В этом ли состоит Твоя правда, чтобы злые благоденствовали, а добрые страдали? – И Бог отвечает тебе: это ли твоя вера? Это ли Я обещал тебе (т.е. цветущее состояние)? Или ты потому называешься христианином, чтобы наслаждаться мирскими успехами?» Смиримся перед Богом и успокоим наши сердца верою в Божие Провидение, когда мы видим нечестивых – господствующими, благочестивых – озлобляемыми и притесняемыми, благочестие – искореняемым, правду – разоряемой. Ничего этого не было бы, если бы не Бог допустил это, и истинно не допустил бы Он, если бы не имел на то достаточных причин, ради которых признал Он за лучшее допустить, чем воспретить. Скажешь: от этого допущения возникают многоразличные бедствия и величайшие смуты. Можно сожалеть об этом, но сожалеть рассудительно: ибо по весьма справедливым причинам так угодно было Богу, Который из величайшего зла может производить дивное добро, так легко, как легко вынуть меч из ножен.

Не удивляйся тому, что суды Божии – таинственны и непостижимы: во второе пришествие Христово, в страшный день судный вся жизнь каждого человека явится как в зеркале; выяснится и каждая причина, по которой Провидение Божие устроило то или другое происшествие, и для чего устроило, повсюду: во всех царствах, городах, семействах и с каждым человеком. Все откроется. Откроется, как милостив был Господь к согрешающим, и каждый из них более или менее будет безответен; а также и то обнаружится, в какой степени был сообразен образ Божьего мироправления с Его славою и правдою, и насколько приличен и благодетелен для всех.

Не забудем того, что Бог из каждого зла творит некоторое добро. Что печальнее было грехопадение Адама и Евы со всем родом человеческим? Однакоже Бог так восстановил их, что теперешнее положение христианина выше Адамова райского положения. Христова крестная смерть – для иудеев соблазн, а для еллинов безумие; однакоже она соделалась спасением всего мира, всем званным честью и славою и прибретением вечной блаженной жизни. (1 Кор. 1, 23).
В Царьграде греческая царица Ирина, низверженная с царского престола презренным рабом, обратилась к Богу со словами: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, недостойную, возвел на престол царский; но поелику Ты же попустил, чтобы лишена была я престола, считаю это последствием грехов моих; да будет со мною воля Твоя! Во всем же злом и добром да будет имя Господне благословенно». Истинно то, что никто не может вредить нам, разве в том, в чем мы сами вредим себе. А потому справедливо сказал блаж. Августин: «веруй Господу Богу без всякого сомнения, и поручи Ему всего себя: тогда Он не отвергнет тебя и ничего не попустит злого для тебя». Это наставление каждый должен знать и должен крепко содержать в уме следующее: ничего противного нам не может приключиться с нами без воли или попущения Божия: ни диавол и никто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Должно верить крепко, что хотя и самые тяжкие бедствия постигают нас по распоряжению Бога, но посылаются они на нас от милостивейшего Отца в нашу же пользу, для вразумления и исправления нашего, за наши неправды и грехи. Следовательно, никто другой, кроме самих нас, не может нам вредить.

2

Промышление Божие о наших нуждах

Бог – попечительнейший хозяин. Он в Своих руках держит все великие и богатые жизненные сокровища, и от Него одного должно просить их усердными молитвами. Пустынножитель Марк обыкновенно говорил: кто не имеет упования на Бога в получении от Него временно потребного, тот тем менее может полагать на Бога надежду получить от Него то, что ведет человека в жизнь вечную. Если Бог дал тело, то неужели не оденет его? Жизнь (душа) не больше ли пищи, и тело одежды? Если Он даровал нам (без наших заслуг, когда и не существовали мы еще) жизнь, которая дороже пищи, и тело, которое важнее одежды, то несомненно даст и все способствующее к сохранению жизни и к пропитанию плоти. Тем более не откажет Он нам во всем этом, что Сам Он восхотел, по величайшей Своей благости, даровать нам бытие и жизнь. И если даром, охотно дал Он важнейшее для нас, то и может, и желает дать, и всегда посылает и менее важное. Но пошлет с условием, чтобы и мы не оставались праздными: ибо Он создал и призвал нас на землю, чтобы возделывать ее и содержать в порядке, а не для праздности, и чтобы уповать на Него Единого, Всемогущего и Всещедрого, а не на самих себя.

Сам Христос учит нас, говоря: «взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6, 26). Тот же Учитель Небесный говорит: «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10, 29). Этот первый довод против нашего маловерия представляют нам животные, кормящиеся без всякого о себе попечения, – чтобы хотя от них уразумели мы и научились познавать всемогущество Провидения Божия, в Коем только мы и можем найти себе успокоение и мир душевный.

Второй довод представляют нам дико растущие цветы. Христос Господь, указавши на Провидение Божие о маленьких птицах, говорит: «посмотрите на полевые лилии, как они растут? не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6, 28-29). И отсюда Христос выводит заключение: «если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то насколько больше оденет вас, маловеры!» (6, 30) К этому присовокупляет Спаситель Господь наш и третье наставление о тщетности нашего о себе самопопечения, говоря: «да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (6,27). Всякая заботливость наша о себе самих, не соединенная с упованием на Бога, – тщетна, напрасна, о чем Господь далее и говорит: «итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?» (Лук. 12, 26). Суетен, празден и неполезен весь труд ваш, если Бог не благословит его. Во всяком начинании и деле своем возлагай на Бога все упование, и Он (без твоего старания) все устроит к лучшему по Своей неизреченной милости.

Итак, если Господь Бог заботится об удовлетворении жизненных потребностей всех вообще, ибо Он сотворил и малого и великаго и одинаково промышляет о всех, то почему везде находится множество нищих и весьма оскудевших людей? Чудно, братие, Провидение Божие о нищих. Истинно сказал об этом св. Златоуст, что не только нищие люди имеют нужду в богатых, но и богатые еще более нуждаются в нищих. Все, что было и есть в мире доброго и Богу угодного, устроено старанием и деятельностью бедных, но трудолюбивых и богобоязненных людей. Быв лишены довольства и денег, они трудилиь в поте лица, продавали свои труды богатым; они не забывали Бога, молились своему Творцу и Промыслителю, Который в самой нищете их покровительствовал им. Многие святые угодники Божии, пребывая в крайней нищете, ее одну больше всех богатств любили, и имели величайшее о себе Божие Промышление.

Истинно, Господь столь великое имеет попечение о предавшихся Ему сердечно людях, что когда они лишены человеческой помощи, посылает им Свою небесную помощь. Хотя и мы часто получаем от Бога такую же благодать в своих нуждах и недостатках, однако же везде встречается между нами большое маловерие у многих, боящихся, чтобы не лишиться приличного и необходимого для поддержания здешней жизни. О, маловерные мы люди! Отец Небесный знает, что все это нам необходимо: неужели же благость Божия теперь оскудела сравнительно с прежними временами?

Св. Павлу, первому пустынножителю, ворон в продолжение 60-ти лет приносил по половине хлеба; но когда пришел к нему Антоний Великий, то вороном принесен был целый хлеб. Иоанн-пустынножитель 14 лет, в продолжение которых он никого из людей не видел, питался молоком самки оленя. Многие из пустынников имели и пищу и одежду от финикового дерева. В 603-м году Иудок, сын царя Британцев, отрекшись от царского престола, поступил в монахи и сделался отшельником. Он на острове, окруженном водой, построил церковь и основал монастырь. Он был так щедролюбив к убогим, что однажды случилось, что в монастыре оставался один только хлеб для трудящейся братии, но он велел разделить и этот хлеб на четыре части и отдать первую часть просящему – нищему. Этот нищий, переменяя свою одежду, приходил в один день четыре раза просить подаяния, и получил все четыре части, т.ч. ничего не осталось для прокормления братии. А потому один из них начал роптать и укорять игумена за излишнее щедролюбие его. Иудок, утешая его, велел ожидать помощи свыше. Спустя несколько часов приплыло под обитель четыре ладьи с полным грузом съестных припасов, которыми изобильно удовлетворилась голодавшая братия. Справедливо выразился Августин: «думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (т.е. нищих), не будет сам накормлен Христом?»

Настоятель одного монастыря отпустил двоих братий по делам обители. Когда путешествующих застиг вечер, они, истомленные трудом, изморенные голодом и печальные, начали воздыхать о том, что придут они в убогое селение и, не имея там никаких знакомых, не получат себе ни отдыха, ни подкрепления пищею. Некий незнакомец встретил их и спрашивает о причине их печали, и когда они открыли ему свою невзгоду, сказал им: «вы все оставили ради Бога с величайшим на Него упованием, а теперь же печалитесь, как бы лишенные всякой надежды! Бог насыщает скотов – неужели Он оставит сынов изнемогать от голода?» Сказавши это, он сделался невидимым. Когда они вошли в город и совершили молитву в церкви, сам градоначальник пригласил их к себе на ужин, они пошли к нему в дом и он их изобильно угостил. Однако же, подобные примеры не искореняют нашего маловерия; несмотря на все, что Бог посылает нам, мы ужасаемся оскудения и, если не во всем изобилуем до излишка, всегда печалимся.

Вот пример нашего маловерия: рассказывают об одном нищем, который, осмотревши свою торбу, увидел, что она полна кусков хлеба, собранного им у многих даятелей, и сказал: теперь я благонадежен. На этого нищего очень похожи мы сами: мы тогда только благонадежно уповаем на Бога, когда хранилища наши полны всяким добром, которого будет довольно для нас на многие годы.

Не таков был св. Иоанн, патриарх александрийский. Потерпевши огромнейшие убытки, – когда буря морская уничтожила тринадцать церковных кораблей с пшеницею, которой на каждом корабле было по десяти тысяч мер, – возложил он все упование свое на Бога, и в Нем одном нашел себе величайшую отраду. Такую же, и в то же время, понесли потерю едва не половина александрийских граждан, а потому все кораблеплаватели и все спасшиеся пассажиры собрались в Александрию, как в тихое пристанище. Ко всем им св. Иоанн послал тотчас же письмо для утешения их, в котором написал общее утешение для всех: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! Потерпите, дети, и ничего не бойтесь!» На другой день собралось у него много почетнейших граждан для утешения его в скорби. Но он возложил всю вину на себя, говоря: «Бог предохранил меня от большого греха: не случись этого, я превознесся бы умом, возгордился бы тем, что подаю многую милостыню бедным, и имел бы о себе высокое мнение, что я щедролюбив; а потому справедливо любящий Отец наказал тщеславного сына, чтобы он не превозносился. Бог милостиво нас увещевает, нанесши нам несколько ран, чтобы мы пришли в чувство и скорее бы обратились к Нему. Но Он есть Тот же самый Бог, Который был и во время Иова, столь же всемогущий и столь же милосердный, – Он не оставит нас». Этими словами патриарх утешил пришедших для его утешения. И действительно – в скором времени Господь Бог сугубо вознаградил потерю Иоанна, а он продолжал подавать нищим обильнейшую милостыню. Иметь сомнение или малодушие в подобных случаях значит то же, что и утверждать, что Бог или скуп, или забывчив; но такие суждения принадлежат нечестивцам и безбожникам; они должны быть отрицаемы нами.

Св. Аматий-пустынножитель был в свое время живым зеркалом, в которое должны всматриваться все, кто Божие Провидение понимают неправильно или отрицают и хулят. Аматий, потрудясь тридцать лет в монастыре, удалился в пустыню, где на избранном им камне жил в великом воздержании. Один из братий монастыря через каждые три дня приносил ему часть хлеба и кружку воды – это было его единственным пропитанием. Такое воздержание не было приятно диаволу: и вот, прилетел ворон, кружку с водою опрокинул ногами, а кусок хлеба схватил клювом и унес. Таким образом труженик был лишен тридневного пропитания. Как же посмотрел на это добродетельный муж? Быть может проклял ворона, или произнес нелепые слова на Божие Провидение, или начал порицать бесовские козни? Ничего этого он не сделал! Это мы так поступаем в подобных случаях, а он, воздев руки и вознесши ум к небу, возгласил: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Тебе угодно было оставить меня в более продолжительном посту по Твоей святой воле. Я знаю, что это будет мне весьма полезно на будущее время, ибо ничего не бывает в мире без Твоего Провидения, без Него ни один листочек не упадет с дерева». А мы, грешные, думаем, что истребление домов пожаром, потопление кораблей, отнятие имений, личные обиды совершаются когда Провидение Божие спит или не видит, – словом, не верим в Божие Провидение. Лучше нас понимали это даже язычники; ибо здраво мыслящие из них рассуждали, что все в мире происходит не по воле человеческой и не по слепому случаю. Действительно, все происходит от Бога, по Его праведному Провидению: зачем же мы негодуем и часто даже ропщем?

На размышление о Провидении Божием наводят нас бесчисленные примеры и образы. Несмотря на это, мы так мало имеем надежды на Божие Провидение! Если наши сосуды, ящики, сундуки и житницы не наполнены до верха всяческим добром, то мы падаем духом; но когда мешок наш полон, карман набит деньгами, тогда мы имеем надежду. О, слепые мы! Истинное упование на Бога есть то, когда мы, находясь в большом стеснении, в величайшей нужде и бедности, не падаем духом, но терпением побеждаем все наши невзгоды: ибо чем более переносим страдания, тем больше уготовляются нам слава и венцы. У древних было достопамятное изречение: «если бы мы делали, что должны, то Бог сотворил бы нам, что хотим». Блаженный Иероним, поучая об этом, сказал: «да будет человек тем, чем он должен быть, и тотчас же пошлет ему все Тот, Которым все совершилось». Справедливо восклицает блаженный Августин: «о, Боже мой! Ты имеешь о всяком человеке столько попечения, как будто бы о нем одном Ты и заботился: так и о всех, как и о каждом». Святой же Григорий говорит: «Бог печется о каждом так, как обо всех, и обо всех промышляет так же, как бы об одном». Так о тебе, брат, печется и имеет Промышление Бог, как бы Он не имел ни о чем другом заботиться. Многочисленность народа, о котором печется Бог, ни смущает Божие Промышление, ни отягощает; для Него попечение об одном человеке таково же, как и о бесчисленных миллионах людей. Как прежде о Ное с семью членами семейства или об одном Адаме в раю, так и теперь обо всех Бог имеет равное попечение и Промысел.

3

Все несчастья и бедствия происходят по воле Божией
Все в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией. Богословы объясняют это таким образом. Начало зла (в собственном смысле) есть грех. В каждом грехе заключается: 1) причина, его производящая, и 2) ее неизбежные последствия – исправление наказанием. Причина греха есть лживость или своеволие горделивого грешника; наказания же (как исправительные, так и казни), будучи горькими последствиями своей причины, происходят по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожения оного. Итак, если мы из понятия греха отбросим его причину – лживость и своеволие, то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией или было бы Ему неугодно. Как горести греховные частного человека, так и мирские, обычно называемые естественными, бедствия, как-то: голод, засухи, моровые поветрия и тому подобное, часто не имеющие непосредственного отношения ко греху частного лица, происходят по воле Божией. А потому все бедствия и горести человеческие положительно происходят по воле Божией ради достижения праведных целей Промысла Божия; один только грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру, или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли или его свободы.

Многие обманываются, по своему крайнему невежеству думая, что только зло, проистекающее от естественных причин – а именно: наводнения, землетрясения, неурожаи, неблагоприятные атмосферные явления, повальные болезни, внезапная смерть и т.п., – происходит по воле Божией, ибо часто такие несчастья не имеют прямого отношения ко грехам. Но злостные деяния, происходящие от противозаконного умысла человеческого, от неправды – каковы: ругательные слова, насмешки, обиды, обманы, подлоги, хищения, грабежи, убийства и т.п., – приключаются, по мнению таких людей, независимо от воли Божией и Его Промысла, но единственно по человеческой злобе и развращенной людской воле, которая сама причиняет и наносит ближним своим всякое зло. Однако, такие мысли недостойны христианина.

Предмет, о котором сейчас говорим, поясним примером. Некто, вознамерившись лишить ближнего всего его имущества и желая исполнить свое злое намерение втайне, прокрадывается никем незамеченный в его дом, подкладывает зажженные горючие вещества под строение и так же незаметно выходит из дома. Вскоре затем начинается пожар; пламя увеличивается, огонь перебрасывается ветром на другие строения; люди отовсюду сбегаются гасить огонь и защищать от пожара смежные дома. Поджигатель также бежит с другими людьми как бы для тушения пожара, но он имеет другое намерение: пользуясь пожарной суматохой, он уносит из горящего помещения вещи будто бы для спасения от огня; на самом же деле похищает их в свою пользу и прячет их. Хотя все эти действия поджигателя служат непосредственно причиной понесенного хозяином дома разорения и лишения всего имущества, но рассматриваемые исключительно сами по себе, т.е. без отношения их к злому умыслу зажигателя, они не будут ничем отличаться от т.н. физических бедствий. Они от Бога: подобно тому, как по изволению Божию гром убивает человека, молния зажигает дом или растущее дерево, ураган разносит скошенное сено, так и зажигатель: он не может ни войти в дом, ни выйти из него, ни огонь подложить, без попущения Божия. Да и сами эти действия безразличны – ни злы, ни добры, потому-что могут послужить как ко злу, так равно и к добру. Но зла воля, лукаво намерение, которыми руководился поджигатель, и причиною которых является уже не Бог, а свободная воля поджигателя. Это его грех, хотя ему Бог и попустил выполнить на деле свой злой умысел: ибо мог Бог и возбранить совершение оного, если бы то было Ему угодно. Не возбранил же Господь совершения злого умысла, но попустил выполнить оный по праведному суду Твоему. О причинах такого попущения сказано будет впоследствии.

Если Бог не есть начало нравственного нашего падения (которое одно и есть истинное зло) и быть им не может, то вполне истинно, что всякие бедствия, проистекающие от вторичных причин, разумных или разума не имущих, каким бы образом ни произошли, происходят все по воле Божией, ниспосылаются Его крепкою десницею, по Его смотрению и промыслу. Нередко Божие правосудие употребляет нечестивых царей и злых князей как Свои орудия, для научения праведных терпению и для наказания нечестивых за их преступления и проступки. Вот пример: Бог, через пророка Исаию, угрожает развращенному народу израильскому погублением его и опустошением Палестины через ассириян, ясно показывая, что не воля царя ассирийского, но Его святая воля исполняется ассириянами. Бог называет их орудием гнева и бичем негодования Своего на беззакония израильтян и, следовательно, Себе Самому приписывает их наказание. Равным образом смотреть должно и на другие праведные наказания, попускаемые на нас от Бога за наши неправды. При осаде Иерусалима римский император Тит, сам лично обходя его стены и видя рвы, наполненные трупами мертвых людей, тяжко вздохнул, и возведши глаза и руки к небу, сказал: «Боже милостивый! Не мое это дело!»

Нас спросят: если верно, что все бедствия постигают нас по воле Божией, то не напрасно ли нам противиться Его святой воле? Не тщетно ли употреблять лекарства в болезнях? Зачем вести вооруженные полки против нападающего неприятеля? Отвечаю вопрошающим: что разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божией – дело ясное, но отсюда не следует еще, что не должно вооружаться против врагов или прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией. Вот, например, если началась какая либо болезнь, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается ему прибегать к различным средствам врачевания для получения здоровья или хотя бы для облегчения болезни. И когда он уже, после употребления многих лекарств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительную болезнь. Равным образом, если начавшийся пожар, при всем старании народа и пожарной команды, не мог быть потушен, то явно, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжен, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божиих или в наказание врагов. Так же нужно рассуждать и при всех других событиях нашей жизни.

«Смотрите, любезные братья, – поучает блаженный Августин, – никогда не говорите: это мне диавол сделал или это несчастье нанес коварный враг, но все, что делается с тобою, и доброе и злое, приписывай Богу своему, зная, что диавол не может ничего тебе сделать, если Вышний Бог, имеющий власть над жизнью и смертью, не попустит ему чего-либо учинить тебе для твоей казни или исправления твоего. Казни попускает Бог для нечестивых, сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину и т.д., исправление же попускает для погрешивших в чем-либо сыновей – ‘биет же всякого сына, его же приемлет’ (Евр. XII, 6). И ты не надейся остаться без наказания, если только не думаешь быть отчужденным от небесного наследства».

Когда царь Давид убегал от восставшего против него непокорного сына Авессалома, некто Семей, из рода Саулова, забежал вперед Давида и стал поносить его жесточайшими словами за смерть Саула. Военачальники, видя такое поругание над Давидом, хотели убить Семея, но царь, усматривая в этом поношении себя изволение Божие, сказал своим спутникам: «оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида». Конечно Семей тяжко согрешил, проклиная Давида, потому-что, хотя Бог и употребил его, как орудие поношения, но не был причиной его злобной воли; Он лишь мудро употребил ее в наказание Давиду. Подобно Давиду и каждый из нас должен смотреть на наносимые ему нападения и озлобления от злых людей, самоволие которых всемилостивый Бог употребляет или для вразумления неповинных, или для наказания виновных.

В Царьграде греческая царица Ирина, низверженная с царского престола презренным рабом, обратилась к Богу со словами: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, недостойную, возвел на престол царский; но поелику Ты же попустил, чтобы лишена была я престола, считаю это последствием грехов моих; да будет со мною воля Твоя! Во всем же злом и добром да будет имя Господне благословенно». Истинно то, что никто не может вредить нам, разве в том, в чем мы сами вредим себе. А потому справедливо сказал блаж. Августин: «веруй Господу Богу без всякого сомнения, и поручи Ему всего себя: тогда Он не отвергнет тебя и ничего не попустит злого для тебя». Это наставление каждый должен знать и должен крепко содержать в уме следующее: ничего противного нам не может приключиться с нами без воли или попущения Божия: ни диавол и никто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Должно верить крепко, что хотя и самые тяжкие бедствия постигают нас по распоряжению Бога, но посылаются они на нас от милостивейшего Отца в нашу же пользу, для вразумления и исправления нашего, за наши неправды и грехи. Следовательно, никто другой, кроме самих нас, не может нам вредить.

4

Бог попускает бедствия и грехи для блага людей

Так как ни диавол и никто из людей один другому не может нанести никакого зла без попущения Божия, то рассмотрим: что попускает Бог, каким образом попускает, и для чего, по какой причине совершается попущение Божие?

Необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид или бесчестия (приведение в нищету, заключение в тюрьме, изгнание, ссылка), смерть, – все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, это – наши грехи, преступления Божиих заповедей. Первого рода зло Бог попускает по желанию Своему или как казнь для нечестивых, или как меру исправления для сынов и дочерей. О зле второго рода, т.е. о грехах, нельзя сказать, что Бог желает совершения их, но только попускает. Все, что действительно существует в мире, пребывает в нем по желанию и слову Господа, по воле Которого «все существует и произошло, и без Него ничто не получило бытия, или действительного существования» (Ин. 1, 3).

Но грех не есть нечто реальное, а есть только призрачная противоположность истинному бытию. Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ; поэтому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенного и непогрешимого Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести добро, из неправого правое, для вразумления и исправления людей, чтобы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним и к обществу. В этом состоит отличие попущения Божия от попущения человеческого, которое не может предупредить и пресечь в начале зло мерами человеческими, хотя бы было нежелательно совершение допущенного. Напротив, в Боге видим и могущество Его не допустить, пресечь исполнение злого намерения, и вместе с тем волю, попускающую совершиться тому или другому из зол. При этом рождается вопрос: зачем благоволит Бог попускать совершение греха, или какая побудительная причина у Бога к попущению людей на грех?

Бесконечная благость Божия никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ и сделанное по злобе не обращала бы во спасение. Бог попустил умножиться братней зависти против неповинного Иосифа, но попустил для какого благодеяния? – не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Бог попустил нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткого Давида, но не для пользы ли самого Давида, чьим потомком был Христос наш Спаситель? Бог попустил бросить в ров к разъяренным львам безвинно оклеветанного Даниила пророка; но для чего? для возведения его самого и друзей его на высшую степень величия и славы. Но зачем мне рассказывать о многочисленных фактах ветхозаветной истории, когда через попущение Божие первосвященники, фарисеи и старейшины еврейские по зависти предали на распятие Единородного Сына Божия, Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческого. Таким образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства славы Божией и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божия и милосердие Его, щедроты, всемогущества и величество, предведение и Промысел Его. Отсюда высочайшая мудрость и правда Его неведомыми нам путями осиявают нас, и тем самым возбуждают весьма многих внимательных людей к возращению добродетели, к умножению многотрудных, но славных подвигов.

О, как дивно и величественно проявляет себя промышление Божественное в повседневных своих попущениях! Немудрено от добра произвести добро, но весьма удивительное дело – зло обратить в добро. Есть поговорка: «на спокойном море всяк может быть кормчим». Не велика мудрость, когда ветер попутный, корабль крепок, море не волнуется, матросы корабля знают свое дело, пристань видна, – направить к ней корабль. Но иное дело, когда буря бушует на море, корабль поврежден, волны с шумом вливаются на палубу и внутрь корабля, или когда ночь темная, ничего не видно, пираты окружают корабль, экипаж малочислен и плохо вооружен, и при все этом капитан корабля так искусно распорядился, что безбедно избежал опасности, – вот это удивительное дело: капитан корабля делом доказал свою мудрость и свою опытность править кораблем. Подобное замечаем мы и в мироправлении Божием: иное, что попускается волей Божией и представляется нам не ведущим к добру, Бог приводит к наилучшему концу по Своей неизреченной премудрости и правде. Через допущение противозаконных деяний и горестных приключений Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. По Божию Промыслу, направляющему все к наилучшему концу, злохитрые замыслы против кого-нибудь часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы. Величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели. Многие люди кажутся уже совершенно погруженными в бездну погибели, но на деле оказывается, что они через это самое спасены.

Иосифу узы и темница послужили к почестям и к величайшей славе; братняя к нему зависть доставила ему больше пользы, чем благоволение всего мира; Саулова злоба доставила Давиду царский венец; львиный ров ввел Даниила в честь и славу, каких не достигали и цари земные; Христос со креста вошел в рай вместе с покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на небеса и сел одесную Бога Отца.

В попущениях Божиих и добрая, и злая воля работают Богу, и с каким бы намерением они ни работали, однако в конце концов все совершается для достижения наилучших целей.

Действительно, все святые всё то, что встречалось с ними в жизни, приятное или неприятное, приписывали воле, действию Божию, потому-что они не обращали своего внимания на чужие грехи, но все поступки людские рассматривали как Божий дар или Божие попущение за свои грехи. Святые рассуждали так: всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы Он не знал, что оттуда Он произведет многочисленные и великие благодеяния.

Подобную мысль высказал и блаженный Августин: «Бог признал лучшим зло обращать в добро, нежели вовсе не допускать зла, потому-что, будучи всеблагим, Он никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы не был столь всемогущ и благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе». И опять, справедливо говорил Феофил: «Непостижимо Бог вмешивается в наши заблуждения и в наши грехи, не для принятия соучастия в них, но гнушаясь ими и исправляя их, Бог производит из зла много доброго, подобно тому, как бы Он огонь превратил в воду». В другом наставлении он говорит: «Все оскорбляющие нас каким бы то ни было образом совмещают в себе как бы два лица, действующие – одно сознательно, другое бессознательно. Во-первых, каждый такой человек желает, по злобе к нам, действовать против нас враждебно, с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает; при успехе же, через попущение Божие, он делается бессознательно вторым лицом, действующим в качестве орудия в руках Божиих, наказующего или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу». Такими бессознательными служителями Божиими были известные в истории: Навуходоносор, Аттила, предводитель гуннов, Тотила, царь италийских остготов, Тамерлан, и другие бичи Божии.

Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне: что тебя столько оскорбляет – воля ли, умысел оскорбителя, или только его власть, возможность осуществить умысел, или и то и другое? Ты отвечаешь: «меня оскорбляет и то и другое вместе». В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение оной в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбление: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, т.е. от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, – зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом? Иначе, без Божия попущения, он не мог бы тебя оскорбить. Скажешь: «противник мой нанес мне величайшую обиду». – «Скажи – какую? – ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя, – и ты считаешь себя обиженным?» – «Этого лукавого человека, – скажешь, – и его злобную волю я ненавижу». – «Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести. Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? в чем ее успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил. От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? Не по власти ли и воле Божией? А если по власти и воле Божией, то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым. Следовательно, ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, – и твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь».

И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго? Прекрасно сказал блаж. Августин: «Не бойся врага: он лишь настолько силен повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все – справедливо, а если что-нибудь, по мнению нашему, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божией, веруй, что оно справедливо и истинно». Спросишь: «если кто убил невинного человека, справедливо он поступил или несправедливо?» – «Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни». – «Почему же Бог, – спросишь ты опять, – попустил такую несправедливость?» – «Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? – Намерения Божия о том, или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить, ибо необъятна Премудрость Божия для ума человеческого, но утверждаю только, что, с одной стороны, убивший неповинного человека действовал несправедливо, с другой – этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам, праведной причине. Говоря иными словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни, но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, сокрытой от нас до времени».

Подобным образом рассматривает блаж. Августин дело об убиении Христа, нашего Спасителя. «Иуда, беззаконный предатель Христов, – говорит Августин, – и гонители Христовы – все беззаконики, все нечестивцы, все неправедники, все погибшие; однакоже Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его (попустил убить Его) за спасение всех нас». Вот таинственная причина попущения Божия на убиение Единородного Своего Сына законопреступниками, – причина, в то время необъяснимая. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу: Он попускает это по праведнейшему Своему суду, попускает мерою, числом и весом. У Него нет неправды, ты сам только всецело предайся Ему.

Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников – за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысел Божий и всего доброго ожидали от Бога.

С другой стороны, из сказанного выше видно, что грех, учиненный против ближнего через Божие попущение, через сие не заслуживает ни малейшего смягчения вины грешника только потому, что его противозаконное деяние дало Богу повод произвести от зла большее добро. Ибо согрешивший только подал повод к добру, и не от себя, но по Божественной благодати; намерение же у согрешившего было злое и осталось злым. Таким образом, даже то добро, которое производит Бог из содеянного зла, ни в коей мере не уменьшает вину согрешившего.

5

Непостижимость судов Божиих
В течение всей нашей жизни мы должны часто повторять изречение Царя Давида: «Правда Твоя, Господи, как горы Божии; суды Твои – бездна великая» (Пс. 35, 7). На эту бездну указывают два библейских почетных служителя египетского фараона: виночерпий и хлебодар. Оба – служители одного царя, оба впали в немилость его, оба отданы под арест и посажены в тюрьму, на обоих царь разгневался и об обоих вспомнил он во время придворного пиршества, обоих мог бы он и помиловать, если бы то угодно было правде Божией, или осудить на смертную казнь. Однако, хлебодара он велел повесить, а виночерпию возвратил свою милость, поставив на прежнее место служения. Таковы судьбы Божии: одних Он, по праведному Своему суду, удаляет от Своего лица, других удостаивает Своей великой милости. «И кто может исследовать великие дела Его? кто может измерить силу величия Его? и кто может изречь милость Его?» говорит сын Сирахов (18, 3-4).

Также сокровенны и непостижимы судьбы Божии о Навуходоносоре, царе вавилонском, и о фараоне времен Моисея. О них справедливо сказал блаж. Августин: «Навуходоносор за бесчисленные свои нечестия был наказан Богом, и чрез то был приведен ко спасительному и весьма полезному покаянию. Напротив, фараон ожесточился, несмотря на казни Божии, пренебрег ими, и погиб в Красном море со всем своим воинством». Оба они были люди, оба цари языческие, оба были наказаны. Почему же неодинаковый конец получили? – Один понял карающую руку Божию, раскаялся и исправил свое поведение; другой не повиновался возвещенной ему воле Божией, остался в своем греховном упорства – и погиб.

Вот другой пример непостижимости суда Божия: одним из лучших царей иудейских был Аса, который делал добро пред Богом и укрепил свое царство, ниспроверг идолов по всей земле иудейской, истребил идолопоклонство. Однако же этот славный царь, долгое время похвально царствовавший, при конце своего царствования потерял первую славу свою, изменившись к худшему. Напротив, беззаконейший и нечестивейший в течение всей своей жизни Манассия, доведший народ иудейский до крайней степени нечестия, познал в несчастьи своем руку Божию, обратился к Богу, раскаялся в своем нечестии и получил прощение и милость Божию. О, Боже! суды Твои – бездна великая, бездна без меры глубокая!

Здесь неуместны вопросы: почему это? и – для чего? Такие вопрошения происходят по наваждению духа злобы, и многих погубили бедственно. «Что, подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни с какого дерева в райском саду?» – спросил некогда хитрейший из всех зверей Еву. На этот вопрос Ева должна была бы отвечать лукавому зверю: «мы знаем, что Бог заповедал нам не есть плодов с одного только дерева познания добра и зла, но почему и для чего Он заповедал это – того мы не должны спрашивать у Бога». Его святой воле так было угодно, причины же такой Его воли испытывать нам нельзя. «Кто бо познал ум Господень? или кто был советником Ему? или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 34-36). Думаю, найдутся утверждающие, что не запрещается иногда спросить о причине той или другой заповеди. У кого? Неужели у Бога, Которому одному известно, что хорошо или что только позволительно? Если слуга у своего господина или подчиненный у своего начальника требует объяснить ему причину какого-либо приказания или распоряжения, то первый посчитает это за оскорбление себе, а второй – за бунт и неповиновение себе, ты же осмеливаешься на большую дерзость против Бога? Кроме Его святой воли нет другой причины у Промысла Божия.

Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, описывает в житии св. Антония Великого такое происшествие: два монаха предприняли путешествие, чтобы посетить св. Антония в его пустыне. Но, идя по безводной жаркой пустыне, совершенно изнемогли от жажды, и один из них уже умер, другой же был при смерти. Св. Антоний находился от них далеко, за несколько миль. Сидя в своем монастыре на камне, он призывает поспешно двух своих монахов и говорит им: «как можно скорее бегите туда-то, в пустыню, захватив с собою сосуд воды, ибо один из двух идущих к нам братий уже умер от жажды, а другой еще дышит, но весьма страдает и ослабел; если замедлите, то и другого не застанете в живых: это открыл мне Бог, когда я стоял на молитве». Получив повеление, посланные немедленно и охотно пустились в путь: нашедши странников, тело умершего предали земле, а другого, освеживши его водой и подкрепивши пищей, привели с собою к св. Антонию. При этом описании св. Афанасий благоразумно замечает, что кто-нибудь может спросить: «а зачем св. Антоний не послал своих монахов раньше для спасения странников, еще до смерти одного из них?» Такой вопрос поистине неприличен для христианина, потому-что это не было делом св. Антония, но это был суд Божий: Сам Бог изрек Свой праведный приговор над умирающим и о жаждущем – живом; Он же открыл Свою волю св. Антонию о спасении странника.

Св. Антоний Великий, размышляя сам в себе, удивлялся сокровенным и недоведомым тайнам Божиим, и воззвал смиренно к Богу: «О Господи, Боже мой! Тебе бывает благоугодно иногда даровать долголетнюю жизнь людям, повидимому бесполезным и погруженным в бездну беззаконий, а иногда преждевременно лишаешь жизни сей людей весьма полезных для блага общества». Во время этого размышления Антоний слышит голос: «внимай самому себе: то, о чем ты размышляешь, есть суд Божий, и ты его не исследуй и не испытуй».

В 1117-м году, когда по всей Италии было землетрясение, некоторые из жителей города Медиолана собрались в одном доме по делу об общественных нуждах. Вдруг слышится со двора голос, зовущий по имени одного из числа бывших в том доме, чтобы он вышел. Тот, кого вызывали, недоумевал, кто зовет и кого, а потому медлил выходить, ожидая повторения зова. Неожиданно какой-то незнакомец, приблизясь к двери, просит, чтобы позванный поскорее вышел; едва последний отошел на несколько шагов от дома, как падает дом и губит под своими развалинами всех, бывших внутри его. Спрашивается: почему один только из бывших в доме спасен от смерти, а все прочие погибли? Суды Господа – великая бездна! Кто не видит ясно в этом происшествии повторения древних чудес? Так вывел ангел Господень Лота с его детьми из Содома, а всех прочих жителей оставил в жертву огню. Таким же чудесным образом сохранялись невредимыми и другие люди, находящиеся вместе со множеством людей, которые погибали от какого-либо общего бедствия.

Часто видим мы во вселенной чудные перевороты и перемены, неожиданные события, о каждом из которых можем сказать: «увидим, чем это кончится?» По временам случается с нами самими что-нибудь, удивляющее нас своей неожиданностью, и мы бесполезно ропщем и говорим: «не думал и не гадал я, чтобы это так случилось». Бедные мы невежды в предусматривании будущих событий! Да и в происходящих теперь событиях мы не легко можем уразумевать истинные причины их, кроме одной, действующей во всех событиях, и притом причины истинной и несомненной. Случилось то или другое потому, что так было Богу угодно устроить или допустить по Его благому Промыслу. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55, 8-9).

В земной нашей жизни мы многого никогда не постигнем разумом. Довольно для нас знать, убедиться и несомненно веровать, что Бог не несправедлив, и в последний день судный не найдется никого из подсудимых, который бы сказал что-либо иное Господу, кроме слов: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118, 137). Нам надлежит до будущей жизни отложить более полное уразумение непостижимых судеб и целей высочайшей премудрости Божией!

Итак, перестанем и мы расширять крылья любопытного нашего суждения о предметах нам неведомых. Волны безграничного океана Высочайшего Ума превосходят быстроумие всякой мудрости, не только человеческой, но и ангельской. И как же могли бы мы постигнуть конечные причины глубочайших Божественных судеб? Кто может постигнуть Божие предопределение: зачем наказание Божие за грехи одних минует до времени, а других постигает? зачем иногда невиновные в преступлении предаются суду, а грехи некоторых людей отзываются на их детях и дальнейших их потомках? зачем один умирает в младенчестве, другой доживает до глубокой старости? зачем один, мало погрешив, погибает без покаяния, а другой же, долгое время пребывая погрязшим в тяжких беззакониях, наконец исправляется и получает кончину, достойную христианина? зачем один утопает в богатстве и роскоши, другой же не имеет ни куска хлеба, ни копейки денег?

Беспокойный и чрезмерно любопытный ум! Зачем тебе разыскивать это? Бог попустил, Бог восхотел, Бог сотворил все. Для нас совершеннейшей правдой должны быть воля Божия, и высочайшей мудростью – доброхотное и спокойное последование ей.


Вы здесь » ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ.МИР ПРАВОСЛАВИЯ » О вере » В мире нет ничего случайного


Создать форум. Создать магазин