В мире нет ничего случайного
Что есть Провидение? Это есть одно из коренных свойств Божиих – видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем времени, как настоящее, и иметь всемогущую заботливость о сохранении творений и разумном управлении явлений, ими производимых. Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит так: «Провидение есть воля Божественная, которою все содержится и все разумно управляется».
Если мы рассматриваем какие бы то ни было происшествия и явления, не вникая в их причины и последствия, то нам многое кажется случайным. Если же посмотрим на них с истинной точки зрения, т.е. по разуму Божию судить будем о явлениях, в мире бываемых, то увидим, что в мире нет ничего случайного, что происходило бы без воли и без Провидения Божия. Разум Божий безграничен и обнимает все, подлежащее нашему разумению. Всемогущий Бог в одно мгновение проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и недоведомое в преисподних местах.
Во всех делах Божественного правления дивно сияет Его Провидение и попечение, которое не только распоряжается по Своей власти всеми созданиями, но присуще им и пребывает в них. Мы, слепые, думаем, что многое в мире бывает по слепому случаю, тогда как все без исключения происходит по предвечному совету Божию, по благоволению и Провидению Его.
Справедливо сказал Августин: «все то, что, не понимая, считаем мы происходящим случайно, неразумно и без всякого Божьего распоряжения, совершается по Божьему устроению». Объясним это примером: господин посылает двоих слуг в одно и то же место, но различными дорогами, не сказав об этом ни тому, ни другому. Встреча их в том месте есть случайная по отношению к слугам: они не думали встретиться друг с другом, – но не случайная по отношению к господину. Таким же образом нищий находит клад (закопанное сокровище, деньги) случайно, но для Бога, благоволившего, чтобы сокровище было там закопано, чтобы этот нищий нашел его и обогатился, – это уже не случайность, но Божие отеческое Провидение, обогащающее бедняка. У Бога не бывает случайностей.
Часто мы обманываемся, называя случайностью то, в чем открывается высочайшая Божия Премудрость и Провидение. Не случайно разбойники бросили со страху труп убитого ими человека в гроб Елисея, где брошенный, коснувшись костей Елисеевых, тотчас ожил. Не случайно Моисей был положен в осмоленную тростниковую корзину и пущен на воду, где нашла его дочь фараона – и усыновила. Не случайно Ахав, нечестивый царь израильский, был поражен стрелою, пролетевшею между швов панцыря. Истинно, эта стрела направлена была рукою Божиею, как и та, которая поразила Юлиана Отступника; только для пустившего стрелу воина это было случайностью. Не случайно ласточки влетели в дом Товита и добродетельного мужа лишили зрения. Это последовало по распоряжению Божию, чтобы показать Товита в пример последующим родам, что видно из слов Ангела, спутника Товии. По случаю ничего не бывает. Не случайно было повеление Кесаря Августа сделать перепись народа во время Рождества Христова. Не случайно встретился Христос при источнике Сихарском с самарянкою и беседовал с нею. Все это было предусмотрено и записано в книгах Божественного Провидения еще прежде всех веков.
Часто Бог, мудро промышляющий о нас, ведет нас по бедственным, едва проходимым, жизненным дорогам, но Он хорошо знает, какою дорогой ведет Он в небесные райские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшего и весьма надежного Путеводителя в нашей жизни? Каждого из нас сопровождает Божие Провидение на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизнь вечную, если только останемся верными водительству Божию, указанному нашим Спасителем во святом Его Евангелии.
Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить историю израильского царя Саула, который, быв послан своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Он был миропомазан пророком Самуилом, которому Господь открыл, что Саул и есть тот, которого должно помазать на царство для управления еврейским народом. Все произошло по непостижимому распоряжению Божию, как будто бы обыкновенным порядком: Саул и ослиц нашел, и вместе получил и царство, о котором никогда не думал. Как отличны судьбы Божии от мыслей человеческих: Саул нисколько не думал о скипетре царском, но благоволением Божиим был возведен на престол. Итак, не случайно забежали ослицы, не случайно послан был Саул для отыскания их, не случайно долго не находил их, и не случайно пошел к прозорливцу Самуилу узнавать о них: все это произошло по Божию Провидению, чтобы поставить Саула царем израильским.
При этом сам собою рождается вопрос: для чего было угодно Богу помазать на царство Саула, о котором Бог предвидел, что он впоследствии впадет в нечестие и бедственно окончит свою жизнь?
Вместо прямого ответа я предложу свои вопросы: зачем Бог создал в благодати Своей ангелов, о которых Ему было известно наперед, что они воспротивятся Богу и будут на веки вечные отвержены Им за грех? Зачем поселил Бог Адама в райском жилище, когда знал Бог, что Адам недолго проживет в раю и будет изгнан из него? Ради чего Христос причислил к апостольскому лику Иуду Искариотского, о котором наперед знал, что он сделается Его предателем? Какая причина таких перемен в Божиих определениях?
Блаженный Иероним так отвечает на подобные вопросы: «Хочешь узнать причину таких перемен? Вот она: Бог судит не будущие поступки, но настоящие, и никого не осуждает по Своему предведению, хотя и знает, что хороший человек впоследствии переменится в злого; при всем этом, по Своему милосердию поставляет его в положение такое, какого он заслуживает в настоящее время, и таким образом дает ему силу, на случай его падения, к обращению на истинный путь через покаяние. Не потому согрешил Адам, что Бог предвидел его согрешение, но потому и предвидел Бог это, что Адам по своей свободной воле имел согрешить».
Подобно этому рассуждает и св. Амвросий. «Не потому Адам согрешил, что получил заповедь, или Иуда, что был избран в апостолы, ибо не возложил Бог на них необходимости: одному – преступить заповедь, а другому – сделаться предателем. Оба они, если бы сохранили свято свои обязанности, могли бы удержать себя от греха. Те, о которых знает Бог, что станут вести жизнь добродетельную, вначале часто бывают злыми, а те, о которых Он знает, что будут грешить, сначала бывают добрыми. Стоишь ты теперь – берегись, чтобы не упасть. Святой апостол Петр упал – ты же будь осторожен; Иуда упал, чтобы предостеречь тебя от падения».
Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания (воли) не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши все на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно. От всего, что может вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и помогает нам.
Провидение Божие обнаруживается с величайшей мудростью: обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же, но, с другой стороны, и не оставляется без наказания вовсе. Если бы не подвергал Бог ни одного злодеяния наказанию, то многие подумали бы, что никакого Провидения нет. Если же бы за каждым преступлением неотложно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Свое Провидение; когда же других не наказывает тотчас по преступлении, то грозит им наказанием после смерти в будущей жизни, если не покаются в здешней.
Все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему; попускает сами грехопадения для достижения и приведения к концу высочайших, непостижимых, таинственных дел Своего Богоправления. Ибо и совершать добрые дела и попускать злодеяние есть свойство, исключительно принадлежащее одному Божественному Провидению. Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столько силен и добр, чтобы из всякого злого дела производить доброе последствие. Скажи по совести: когда в мире появлялось более лютое и большее зло, чем преступление Адамово и убиение Христа-Спасителя, нового Адама? – Однакож первородный грех низвел Бога с неба на землю для воспринятия на Себя тела человеческого; смерть Христова отворила нам небо и возвратила все потерянное нами в Адаме. Высочайший Бог есть вместе и мудрейший художник, превращающий всякое злое действие в причину к произведению наилучших последствий, подобно тому, как из грубой массы добывается золото. Согрешения Магдалины послужили для многих поводом к исправлению себя; падение Петрово – бесчисленному множеству людей примером истинного покаяния; неверие Фомы многих утвердило в истине воскресения Христова. Бог не посеял грехов, однакоже от них собирает богатую жатву добродетелей. Воистину Бог мед из камня, и елей от тверда камня источает, когда из величайших злодеяний производит благодетельнейшие последствия.
Таким же образом Провидение Божие бодрствует и о нас, и бодрствует неопустительно, так, что и малейшие наши телесные стеснения не оставляет незамеченными у Себя. Вследствие этого каждому из нас, при телесной невзгоде, следует рассуждать так: болезнь эта или другая невзгода – произошла ли она от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или от чего либо другого, – во всяком случае приключилась не без Божия Провидения, которое определило ее соответственно моим силам, т.ч. ее начало, ее тяжесть (ослабление или усиление) зависит от Него. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления ее: Оно вразумляет врача и указывает на средства, или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа. Равным образом, должно во всех приключениях, бывающих с нами, рассуждать, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя – знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься? Так точно размышляй и о всех других твоих бедствиях, которых происхождение, число, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрены Богом. Потому покорись Промыслу Божию, говоря: да будет воля Твоя, Боже Мой! По Твоему Провидению и попущению все это устроилось. А поелику Ты это сотворил, то я был бы нечестивым беззакоником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, Боже мой, во всем повинуюсь и с благодарностью приемлю все от Тебя ниспосылаемое и терпеливо претерплю.
Блаженный Августин говорит: «Волнуется море мирское, и Ты, Господи, видишь злых процветающими, добрых же – угнетаемыми: вот, искушение, вот, буря. Господи Боже! В этом ли состоит Твоя правда, чтобы злые благоденствовали, а добрые страдали? – И Бог отвечает тебе: это ли твоя вера? Это ли Я обещал тебе (т.е. цветущее состояние)? Или ты потому называешься христианином, чтобы наслаждаться мирскими успехами?» Смиримся перед Богом и успокоим наши сердца верою в Божие Провидение, когда мы видим нечестивых – господствующими, благочестивых – озлобляемыми и притесняемыми, благочестие – искореняемым, правду – разоряемой. Ничего этого не было бы, если бы не Бог допустил это, и истинно не допустил бы Он, если бы не имел на то достаточных причин, ради которых признал Он за лучшее допустить, чем воспретить. Скажешь: от этого допущения возникают многоразличные бедствия и величайшие смуты. Можно сожалеть об этом, но сожалеть рассудительно: ибо по весьма справедливым причинам так угодно было Богу, Который из величайшего зла может производить дивное добро, так легко, как легко вынуть меч из ножен.
Не удивляйся тому, что суды Божии – таинственны и непостижимы: во второе пришествие Христово, в страшный день судный вся жизнь каждого человека явится как в зеркале; выяснится и каждая причина, по которой Провидение Божие устроило то или другое происшествие, и для чего устроило, повсюду: во всех царствах, городах, семействах и с каждым человеком. Все откроется. Откроется, как милостив был Господь к согрешающим, и каждый из них более или менее будет безответен; а также и то обнаружится, в какой степени был сообразен образ Божьего мироправления с Его славою и правдою, и насколько приличен и благодетелен для всех.
Не забудем того, что Бог из каждого зла творит некоторое добро. Что печальнее было грехопадение Адама и Евы со всем родом человеческим? Однакоже Бог так восстановил их, что теперешнее положение христианина выше Адамова райского положения. Христова крестная смерть – для иудеев соблазн, а для еллинов безумие; однакоже она соделалась спасением всего мира, всем званным честью и славою и прибретением вечной блаженной жизни. (1 Кор. 1, 23).
В Царьграде греческая царица Ирина, низверженная с царского престола презренным рабом, обратилась к Богу со словами: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, недостойную, возвел на престол царский; но поелику Ты же попустил, чтобы лишена была я престола, считаю это последствием грехов моих; да будет со мною воля Твоя! Во всем же злом и добром да будет имя Господне благословенно». Истинно то, что никто не может вредить нам, разве в том, в чем мы сами вредим себе. А потому справедливо сказал блаж. Августин: «веруй Господу Богу без всякого сомнения, и поручи Ему всего себя: тогда Он не отвергнет тебя и ничего не попустит злого для тебя». Это наставление каждый должен знать и должен крепко содержать в уме следующее: ничего противного нам не может приключиться с нами без воли или попущения Божия: ни диавол и никто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Должно верить крепко, что хотя и самые тяжкие бедствия постигают нас по распоряжению Бога, но посылаются они на нас от милостивейшего Отца в нашу же пользу, для вразумления и исправления нашего, за наши неправды и грехи. Следовательно, никто другой, кроме самих нас, не может нам вредить.