4-го августа (22-го июля по старому стилю) Церковь празднует память святой равноапостольной Марии Магдалины.

Святая Мария Магдалина, особо прославившаяся в Церкви своей пламенной и самоотверженной любовью ко Господу Иисусу Христу, была родом из богатого в то время города Магдалы, который находился в Галилее, на берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадою. По своему происхождению из Магдалы святую Марию и называют Магдалиной, чтобы отличить ее от других благочестивых жен, упоминаемых в Евангелии с именем Мария.

 

Св. Мария Магдалина была настоящей галилеянкой. Галилея резко отличалась от Иудеи, как своей природой, так и характером своего населения. В Галилее природа была жизнерадостна и население было живое и простое; в Иудее - бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Жители Галилеи охотно воспринимали дух закона и его идеи; у иерусалимских иудеев господствовала лишь рутинная внешность. Галилея стала родиной и колыбелью христианства: все апостолы, кроме Иуды-предателя, были галилеяне; большинство последователей Христовых были из Галилеи; даже сам Спаситель с младенчества рос, воспитывался и потом много проповедовал в Галилее. Иудея же была иссушена богопротивным фарисейством и саддукейством. Галилеяне были пылки, отзывчивы, порывисты, благодарны, честны, храбры, откровенны и трудолюбивы; они были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге. Даже иудейский Талмуд свидетельствует, что галилеяне заботились больше о славе, а иудеи о деньгах; но галилеяне не заводили ученых школ и поэтому гордые книжники и фарисеи считали их невежами и глупцами. Мария же Магдалина, исцеленная Христом Спасителем, проявила в своей жизни много прекрасных отличительных свойств галилеян, которые были первыми и ревностнейшими христианами.

Относительно первой части жизни св. Марии Магдалины известно только то, что она болела тяжелым, неизлечимым недугом, была по евангельским словам одержима «семью бесами». Причина и обстоятельства этого ее несчастья - неизвестны, но святое Евангелие и Отцы Церкви учат, что такие особенные тяжкие страдания Промысел Божий допускает для того, чтобы «явились дела Божия», т.е. для славы Бога и Христа-Спасителя, и для духовного просвещения и спасения самой Марии Магдалины. Ведь если бы она не страдала так тяжко и неизлечимо, она могла бы или совсем остаться в стороне от Христа, или же относиться к Его чудесам с любопытством и удивлением, но без живой веры, и тогда она не возвысилась бы до той степени любви ко Господу, за которую она была утешена явлением воскресшего Христа прежде даже всех ближайших Его учеников. Но Мария Магдалина, слыша о великом Чудотворце, Который проходил по ее родной Галилее, поспешила к Нему, прося исцеления, и по вере своей получила просимое: мучительная сила злых духов оставила ее и, как пылкая и благодарная галилеянка, она посвятила себя на служение Иисусу Христу. С тех пор она всюду следовала за Ним, слушала Его божественные наставления и, вместе с другими благочестивыми женами, служила Ему своим имением.

За эту свою преданность и великую любовь к Спасителю, Мария Магдалина сподобилась сопутствовать Христу на Его крестном пути, сострадать Ему и утешать Его во время Его крестных страданий, сопровождать снятие Его тела со креста и перенесение во гроб, и присутствовать при погребении Спасителя. И эта же ее пламенная любовь ко Христу подвигла Марию Магдалину стать мироносицей, уговорив других жен пойти вместе с ней рано утром ко гробу, неся ароматы и миро для помазания тела Христова. Но, подходя ко гробу, мироносицы вспомнили о том, что вход в пещеру был закрыт большим тяжелым камнем, которого они не в силах отвалить. И тогда они стали говорить между собой: «Кто отвалит нам камень от дверей гроба?»

Размышляя об этом, Мария Магдалина опередила других мироносиц и, подойдя к пещере гроба, с удивлением увидела, что смущавший ее камень уже отвален. Тогда она испугалась, что тело Спасителя перенесено куда-то в другое место, и скорее побежала обратно в Иерусалим, чтобы известить апостолов о том, что случилось у гроба Господня: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его», - сказала она апостолам. Услыхав об этом, апостолы Петр и Иоанн немедленно пошли ко гробу. Петр вошел первый и вышел удивленным, а Иоанн, увидя аккуратно сложенные пелены и отдельно лежащий головной плат, молча уверовал, что Христос воскрес.

Когда апостолы отошли, ко гробу опять вернулась Мария Магдалина и, вся в слезах, наклонилась в пещеру. И вдруг она увидела там двух ангелов в белом одеянии, которые спросили ее: «Жена, что ты плачешь?» Мария ответила: «Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его!» Горе Марии было настолько велико, что она не сообразила, что с ней говорят не люди, а ангелы, и поэтому она сказала им то же, что и апостолам.

Тем временем, позади Марии внезапно появился Сам Христос, но Мария, по воле Божией, сразу не узнала Его, а приняла за садовника. Христос участливо спросил ее: «Жена, что плачешь? Кого ищешь?» Мария доверчиво ответила: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его и я возьму Его». Тогда Господь, тронутый пламенной силой Марииной любви, уже знакомым голосом называет ее по имени: «Мария!» Услышав этот дивный голос, которым Он изгнал из нее толпу бесов, Мария обратилась ко Господу, просветленным взором узнала Его, и с восторгом воскликнув только одно слово - «Учитель!» - бросилась к ногам Спасителя...

Затем, следуя повелению Господа, Мария Магдалина идет и возвещает ученикам Христовым о явлении ей Спасителя, и утешает их скорбь дивными словами: «Христос воскрес!» Вот поэтому, как первая, посланная от Самого Господа, благовестница Христова Воскресения, Мария Магдалина и именуется Церковью - «Равноапостольной». В этом и заключается светлейшая черта всего дивного служения Марии Магдалины. В утро Воскресения Христова, она была удостоена видеть воскресшего Господа первая (после Божией Матери) из всех учеников и учениц Его, и первая стала вестницей Его воскресения. Апостолы проповедали Воскресение Христово всему миру, а Мария Магдалина проповедала Воскресение Христово самим апостолам: таким образом, она как бы была апостолом для апостолов! А затем, вместе с другими мироносицами, она переходила из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, и всем несла отрадное благовестие:

- «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

И из этого малого семени - преданной горсточки учеников и учениц Христовых - выросло огромное дерево Христовой Церкви, и по всей земле были пронесены торжественные слова первого благовестия Марии Магдалины: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя - возлюбила Господа всем сердцем своим, всей душою своей, всем разумением своим и всей крепостью своей, и в этом она служит образцом истинной всецелой любви каждого христианина к Богу Спасителю нашему.

После Вознесения Господня, святая Мария Магдалина сперва оставалась с Пресвятой Богородицей и апостолами, помогая им в распространении христианской веры в Иерусалиме, а затем отправилась по другим странам, всюду проповедуя свое благовестие. Посетив, между прочим, Италию, Мария Магдалина изыскала случай явиться к царствовавшему в то время императору Тиверию и поднесла ему яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом: «Христос воскрес!»

Император Тиверий не был удивлен бедностью Марииного подношения, т.к. он был знаком с древним восточным обычаем бедных людей подносить в дар разные плоды своей местности или яйца птиц в знак почета, но он удивился неслыханному приветствию. Возбудив любопытство императора, Мария Магдалина начала свою горячую проповедь о воскресении и учении Христа Спасителя. По преданию, Тиверий уверовал во Христа и царским указом пригрозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять христиан.

Христиане того времени, узнав о том впечатлении, которое произвело на Тиверия подношение красного яйца со словами «Христос воскрес!», начали подражать Марии Магдалине в этом и, при воспоминании Воскресения Христова, стали дарить красные яйца и говорить: «Христос воскрес!... Воистину воскрес!»...

Мало-по-малу этот обычай распространился повсюду и сделался всеобщим между христианами всего мира, а яйцо стало символом Воскресения Христова и общего воскресения мертвых, и нашего возрождения в жизнь будущую.