Великие апостолы и проповедники Христовы, связанные в истории христианства, в своей жизни не были связаны столь тесно, и сильно отличались друг от друга по характеру и обстоятельствам жизни.
Апостол Петр – уроженец города Вифсаиды, старший брат апостола Андрея, жил со своим семейством в городе Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Самого Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он – все время рядом с Христом, особенно сильно привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу.
Так, с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фавор во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха – отступничества, который он искупал потом всю жизнь. После ареста Христа он по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Божественного Учителя. Но лишь только Господь Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он повелел им: «Идите и скажите ученикам и Петру...» Вскоре Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: «Паси овец Моих».
И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5.000, а потом еще 3.000 человек. Петр прославился и многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бесстрашно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада и, наконец, мученически скончался в Риме около 57 г. Приговоренный ко кресту, он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть как Господь.
Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником отеческого закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей. Он даже отправился в Дамаск, в котором скрывались от иудеев многие из учеников Христовых, с тем чтобы привести их в оковах в Иерусалим. Но вот на пути его поразил чудесный свет с неба, столь яркий и сильный, что он лишился зрения. В то же самое время Господь Иисус открылся ему, как то самое лицо, которое он гонит. С этого времени Павел сделался новым человеком и получил из уст самого Господа с неба высокое назначение в звание апостола язычников. Вскоре последовало чудесное возвращение зрения и крещение Павла, и вот мы видим его ревностно проповедающим ту самую христианскую веру, которую он первоначально гнал с такой жестокостью. Этой великой единой цели он посвятил теперь всю свою жизнь. Чудеса им совершенные, церкви им основанные, речи им произнесенные, послания им написанные, громадный, необыкновенный успех его апостольских путешествий, видения и откровения, которых он удостаивался от Бога, узы и страдания, которые он претерпел за Христа и, наконец, действительное засвидетельствование своей веры мученическою кончиною в Риме в 64 г. – все это несомненно доставило ему право на высокое звание первоверховного апостола, а 14 посланий апостола Павла чтутся Церковью как источник истинного христианского учения.
Наставляя также и нас своими посланиями и житием, первоверховные апостолы показывают одновременно, как мы должны поступать в тех случаях, когда сталкиваемся с вызовом от врагов нашей веры, к числу которых, тогда и ныне, принадлежат оккультисты, т.е. колдуны, чародеи и экстрасенсы, а также и сторонники идолослужения, т.е. кришнаиты и неоязычники. Апостол Павел предупреждает их и нас: «Дела плоти известны; они суть: идолослужение, волшебство... поступающие так Царства Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21).
Сегодня, когда чародеи соблазняют десятки тысяч, жаждущих пищи духовной, не пора ли обличать их столь же бесстрашно силой веры и слов Христовых? Ведь не страшился когда-то Апостол Петр громко молиться перед огромной толпой римлян: «Господи Иисусе Христе, Боже мой! Открой народу ложное чудо, творимое волшебником, чтобы он не соблазнял больше народа, в Тебя верующего». И тотчас, возносимый бесами на небо, Симон-волхв рухнул вниз и разбился насмерть, сопровождаемый насмешками обманутого народа, к которому апостол тут же обратился с проповедью о Спасителе. Мы же, по своему маловерию и малодушию, избегаем обличать современных лжеучителей и кудесников, забыв, повидимому, обетование Господа: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам» (Лук. 10, 19).
Этому обетованию следовали первоверховные апостолы Петр и Павел, как истинные ученики и благовестники Христовы.