14-го июня (1-го по старому стилю) Церковь празднует память святого мученика Иустина философа.
За мужами апостольскими, назидавшими христианскую Церковь своими творениями, следуют писатели, известные под названием апологетов, т.е. защитников христианского учения и самих христиан от неправедных нареканий и гонений со стороны иудеев, язычников и еретиков. Из немногих Отцов Церкви – апологетов, упоминаемых в первоначальной истории христианства, св. Иустин – первый, сочинения которого дошли до нас в целости.
Св. Иустин родился от язычников греков около 105 г. В юности учился в философских школах пифагорейских и платонических, в которых, однако не нашел истинной мудрости. Однажды, когда он в уединении на берегу моря размышлял о Боге, перед ним предстал неизвестный старец, который, убедив его в недостаточности всей языческой философии, указал ему на книги ветхозаветных пророков и христиан как на единственный светлый источник Богопознания.
С тех пор чтение Священного Писания сделалось главным занятием св. Иустина и воспитало в нем решимость сделаться христианином, что осуществилось около 133 г. Затем, не оставив философской мантии и имени философа, он путешествовал по Азии, Греции и Италии, проповедуя христианскую веру, в которой нашел для себя источник божественного света и духовного мира, и дважды посещал Рим. По долгу учителя он защищал христианство смело и неутомимо, и претерпел мученическую смерть через усекновение главы в 167 г.
Как писатель св. Иустин является верным провозвестником истины, но главным образом он знаменит как защитник христианства. В своей знаменитой «Апологии», например, он протестует против незаконной казни христиан по клевете язычников. «Если смерть есть благодеяние для христиан, то почему они не умерщвляют себя?» - спрашивают Иустина, а он отвечает: «Самоубийство преступно. А христианские мученики идут на смерть потому, что почитают нечестием отречься от истины».
«Почему Бог, почитаемый как защитник христиан, попускает умерщвлять Своих чтителей?» - снова спрашивают св. Иустина. Он отвечает: «Гонения на христиан происходят по действию злых демонов. Это борьба зла с добром, начавшаяся с падения злых духов, допущенная Творцом ради свободы созданных Им существ, и усилившаяся с воплощением Спасителя, пришедшего для сокрушения демонов, т.ч. именем Его и ныне христиане изгоняют бесов. Бог не истребляет демонов и злых людей теперь же ради христиан. Но настанет время, когда злые духи и их последователи будут наказаны в вечном огне, а христиане за невинные страдания будут увенчаны славою и блаженством. По внушению злых духов всегда лучшие люди были ненавидимы, гонимы и умерщвляемы. Неудивительно, что христиане подвергаются тем большей ненависти, чем выше и святее их учение».
«Учение христианское выше всякого человеческого учения. Доказательство святости учения и чистоты жизни христиан – самые страдания мучеников, бесстрашно встречающих смерть, и своим образом жизни и смерти оправдывающих содержимое ими учение».
«Бога не может видеть никто, кроме чистых сердцем. Не только показать, но и никакими словами изобразить Бога невозможно, т.к. мы не можем сказать на языке человеческом ничего такого, чем бы вполне выразить понятие о высочайшем Существе. Бог, незримый очами, может быть созерцаем и познаваем верою и умом из действий Его творения и промышления, а еще полнее будет познан нами, когда облечемся в бессмертие».