8-го апреля (26-го марта по старому стилю), на второй день после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила.
Архангелы являются посредниками между Богом и людьми, открывают людям тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, благовествуют о великом и преславном: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых вместе с ними восхищены будем...» (1 Фес. 4, 16-17).
Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после Благовещения, прославляющего Пречистую Деву Марию, благодарные Господу христиане почитают архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.
Еще в Ветхом Завете имеется свидетельство о семи высших ангелах (архангелах) Божиих, равных по достоинству и чести. Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных Тайн.
Когда пророк Даниил сподобился от Господа видения о судьбах народа иудейского, но не понял его, то именно архангел Гавриил был послан разъяснить ему видение. Сам архангел Гавриил свидетельствует о себе священнику Захарии, возвещая о предстоящем рождении у него сына Иоанна: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лук.1:19). Отсюда видно, что Архангел Гавриил необычайно приближен к Господу и посылается Им возвещать величайшие тайны, касающиеся спасения рода человеческого.
По церковному преданию, именно архангел Гавриил возвестил святым праведным Иоакиму и Анне о рождении от них Девы Марии, и он же сообщил Пресвятой Деве Марии об ее славном успении и вознесении на небо.
Когда Господь Иисус Христос перед Своими крестными страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по церковному преданию, был послан с небес архангел Гавриил.
Жены-мироносицы услышали радостную весть о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа от двух ангелов, один из которых был Архангел Гавриил.
На иконах он обычно изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве.
Святые ХХ века
19-го апреля (6-го по старому стилю) Церковь празднует память блаженного старца Серафима.
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1/14 августа 1894 года в благочестивой дворянской семье. Младенец был назван Димитрием и был последним ребенком в большой и дружной семье Тяпочкиных. В семь лет Димитрий был досрочно принят в Духовное училище. С юного возраста мальчик чувствовал зов Божий и свое священническое призвание.
В 1911 году, испросив благословения родителей, Димитрий поступил в духовную семинарию, а в 1917 году продолжил учебу в Московской Духовной Академии. После закрытия Академии в 1919 году, Димитрий Тяпочкин приехал в Екатеринослав, где женился и был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера. Это были годы самой жестокой борьбы безбожной советской власти с Церковью. Повсеместно происходили осквернение святынь, разрушение храмов и обителей, гонения на священнослужителей. В 1933 умерла любимая супруга батюшки, а в 1941 году он был арестован и осужден на десять лет. Крестный путь о. Серафима начался в одном из казахстанских лагерей. О своей лагерной жизни о. Серафим рассказывать не любил, но от его родственников известно, что будучи в лагере, он продолжал свое служение как верный пастырь Христовой Церкви: вел беседы с заключенными, крестил новообращенных, исповедовал, отпевал умерших. Все это строго запрещалось лагерным начальством, и за нарушение полагался карцер, из которого можно было и не выйти. Поэтому богослужения совершались в строжайшей тайне от начальства. Певчими были сами заключенные. Они же изготовили о. Серафиму епитрахиль и поручи из полотенец, вышили на них кресты. В эти лагерные годы о. Серафим чувствовал, что он, как чаша, постепенно, по каплям, наполняется благодатной любовью к Богу и ближним. Вместе с тем его сердце напитывалось простотой и детской незлобивостью. Это чувствовали в общении с ним заключенные, даже уголовники, и проникались к нему доверием.
После десяти лет лагерей, перед освобождением, следователь спросил о. Серафима: «Что собираетесь делать на воле?» Отец Серафим ответил: «Буду служить священником, как и служил». – «Ну, коль так, – рассудил следователь, – посиди еще». И о. Серафиму добавили пять лет, отправив в ссылку в Красноярский край.
По освобождении в 1955 году из лагеря батюшку взял в Куйбышевскую епархию епископ Иероним. В 1956 году случилось то, что потрясло весь православный мир – знаменитое «Зоино стояние». Напомним вкратце об этом чуде.
Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор.
Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как был срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство. Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.
Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол – иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел о. Серафим (тогда еще Димитрий), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (т.е. на Пасху)».
Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).
Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнувшем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях.
Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи... Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере.
После взятия иконы у Зои батюшка был арестован. Он отсидел в тюрьме два года. Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село. Но туда продолжался большой приток паломников, желавших приложиться к этой чудотворной иконе, которая всегда была в храме, где служил о. Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, и она была перенесена в алтарь.
В 1960-м году протоиерей Димитрия Тяпочкин был пострижен в монашество с именем Серафим, а на следующий год иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. На первых порах в его храме в селе Ракитном на богослужении никого не было, иногда приходили две-три старушки. Стены алтаря были покрыты инеем, а сверху падал снег. Казалось, нужно бы браться за ремонт, искать людей, средства, материалы. Но батюшка не прикладывал никаких видимых усилий, чтобы развернуть восстановительные работы. Только – каждодневная молитва. И постепенно пришла помощь. Господь послал благотворителей, помощников, строителей – все необходимое.
Старцу Серафиму была присуща любовь к богослужению, благоговейная строгость в исполнении церковного устава. В алтаре старец пребывал в трепетном страхе, литургию совершал в неизменно благоговейном состоянии. Неотъемлемой частью богослужения о. Серафим считал проповедь и постоянно проповедовал в храме. Говорил он проникновенно и убедительно. Каждому открывалось свое, необходимое в эту минуту. На исповеди батюшка помогал людям чистосердечно открыть свою душу. О. Серафим из опыта знал, что человек без помощи свыше не может принести должного покаяния Богу, поэтому сам, часто со слезами, безмолвно умолял Бога о том, чтобы Он послал благодать покаяния согрешившим.
Господь сподобил о. Серафима мирной, блаженной христианской кончины. Он преставился ко Господу 19 апреля 1982 года, на второй день Светлого Христова Воскресения.