9-го марта (24-го февраля по старому стилю) Церковь празднует первое и второе обретение честной главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Когда на беззаконном пире царя Ирода была усечена честная глава святого Иоанна Предтечи, дочь Иродиады приняла эту святую главу на блюде и отнесла своей матери. Нечестивая Иродиада пронзила иглой язык святого, который при жизни обличал ее беззаконие, и надругавшись над честной главой, не позволила погребсти ее вместе с телом Крестителя: Иродиада боялась, что Иоанн, если погребут тело его вместе с главой, воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики св. Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли в самарийском городе Севастии. Главу же Предтечи Иродиада глубоко закопала во дворце Ирода. Только одна ее служанка знала о месте захоронения, и скорбя об убиении великого пророка и о поругании над его главой, она тайно ночью взяла ее, положила в глиняный сосуд, и скрыла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.
Спустя много времени, один знатный вельможа, по имени Иннокентий, купил на Елеонской горе это место, принадлежавшее некогда Ироду, построил себе там келью и принял иночество. Желая построить для себя небольшую каменную церковь, он стал копать землю для фундамента и нашел глиняный сосуд с главой Предтечи, которая стала проявлять разные знамения и чудеса. Инок Иннокентий с большим благоговением хранил у себя святыню, но ввиду того, что перед своей кончиной он увидел, что вокруг него опять распространилось язычество, он снова закопал главу Предтечи, чтобы она не подверглась новому поруганию.
При императоре Константине Великом два инока, пришедшие в Иерусалим на поклонение гробу Господню, нашли главу Предтечи на Елеонской горе; после этого она преемственно переходила от одних христиан к другим, пока не дошла до некоего еретика-арианина по имени Евстафий, который скрыл ее в пещере, где впоследствии был устроен монастырь. Промыслом Божиим игумен монастыря Маркелл, направляемый чудесным видением самого Крестителя, в 452 году снова обрел эту святыню, от которой опять стали проявляться великие чудеса.
Слово о двух пирах
Один пир, описанный в притче о званном пире, устраивает Царь, полный доброжелательства и милости. Однако, когда пир был готов, званные на него не пришли. Они предпочли заняться кто куплей, кто своими хозяйственными делами; иные же, схватив посланных, оскорбили и даже убили некоторых из них. Разгневанный царь, строго наказав виновных, послал снова слуг своих - звать на пир всех, кого встретят. Собралось много пришедших, и когда Царь пришел посмотреть на них, Он увидел одного не в праздничной одежде. Царь спросил, почему он пришел одетым неподобающе, а тот молчал, высказав тем презрение Царю и нежелание участвовать в торжестве, за что был извержен вон. Так, на этот пир было много званных, но мало оказалось избранных, принявших участие в вечере.
Другой пир был не притчей, а истинный. То был пир беззаконного Ирода. Повидимому, никто из званных на него не отказался прийти, все были одеты празднично и наслаждались вдоволь. Он проходил в пьянстве, разгуле, не сдерживаемом стыдом и совестью, и закончился величайшим преступлением - убийством Иоанна Крестителя.
Те два пира - образы двух порядков жизни, двух родов наслаждения. Первый - образ духовного пира, духовного наслаждения. Он устраивается Господом; тот пир - Церковь Христова. Мы приглашаемся на тот пир, когда призываемся к участию в богослужениях, особенно в Божественной Литургии, и причащению Божественного Тела и Крови Христовых, к деланию добра, к вниманию и трезвению. Мы отказываемся идти на тот пир, когда не приходим на церковные службы, когда вместо добра делаем зло, когда Божественной жизни предпочитаем житейские дела и заботы. Мы приходим не в брачной одежде, когда вносим чуждое, греховное настроение в ту жизнь. Каждый из нас по много раз в день приглашается на тот пир, и отказывается каждый раз, когда плотское и греховное предпочитает духовному и Божественному.
На пир Ирода мы тоже приглашаемся много раз в день. Мы часто не замечаем сразу, что нас искушает зло. Грех начинается с малого. Ирод вначале даже всласть слушал Иоанна Крестителя, он внутри сознавал греховность своего поступка, но не боролся с грехом и дошел до убийства величайшего Праведника. Мы идем на скверный пир Ирода каждый раз, когда вместо добра выбираем зло, выбираем плотские, греховные наслаждения, немилосердие, невнимательность к своей душе, и т.д.
Начав с малого, уже трудно остановиться и, если затем вовремя не опомниться и не употребить усилия над собой, можно дойти до величайших грехов и преступлений, за которыми последуют вечные мучения.
И ныне к каждому из нас Иоанн Креститель взывает: «Покайтесь, приблизилось бо Царство Небесное». Покайтесь, дабы наслаждаться в светлых, вечных обителях Агнца, закланного за грехи всего мира, и не разделить с диаволом пир злобы и мучений во тьме кромешной ада.