10-го марта (25-го февраля по старому стилю) Церковь празднует память святителя Тарасия, патриарха Царьградского.
Св. Тарасий родился в Константинополе, в семье богатых и знатных царедворцев Георгия и Евкратии, которые воспитали своего сына в страхе Божием и дали ему хорошее образование. Еще в молодых летах он был возведен на видную гражданскую должность сенатора. В 783 году, когда умер патриарх константинопольский Павел и вопрос зашел о его преемнике, во всем Царьграде не было найдено более достойного кандидата, чем св. Тарасий, который и был прямо из сенатора избран в патриархи. Однако, по ревности к православию, св. Тарасий не иначе согласился на избрание, как с тем условием, что будет созван вселенский собор для утишения иконоборческой ереси, которая бушевала в то время и раздирала Православную Церковь.
Ересь иконоборчества восходила к началу 8-го столетия, когда греческий император Лев Исаврянин издал указ, требующий выносить святые иконы из церквей и домов, и сжигать их на площадях. Указ был мотивирован тем, будто почитание икон является идолопоклонством. Когда народ стал препятствовать выполнению указа, тогда к гонению на святыни император Лев присоединил и гонение на их ревностных почитателей, и много тогда людей было убито и замучено за почитание икон. Однако, восстания против императорского указа продолжались, а также со всех сторон святейшие богословы того времени писали обличительные послания против императора Льва: как, например, св. Иоанн Дамаскин из Сирии и папа Григорий II из Рима.
По смерти императора Льва, его сын и преемник, Константин Копроним, продолжал иконоборческое дело своего отца, только решил действовать немного иначе. Он созвал лже-собор, на котором подставленное им духовенство осудило почитание икон. В результате этого лже-собора были уничтожены не только иконы, но также ценнейшая иконопись на стенах соборов была затерта известью. От гонения на иконы Копроним перешел на гонение на святые мощи, а затем на гонение на монастыри, которые были все либо разрушены, либо превращены в казармы, а монахи жестоко замучены.
Ересь иконоборчества продолжалась в течение почти всего 8-го столетия, и только к концу его, в царствование благочестивой императрица Ирины и вследствие избрания св. Тарасия в патриархи почитание икон было восстановлено. Трудами императорицы Ирины, и при полной поддержке святителя Тарасия, в 787-ом году в Никеи был созван 7-ой вселенский собор, на котором участвовало свыше трехсот епископов. Собор полностью осудил ересь иконоборчества, осудил лже-собор созванный Копронимом, и торжественно восстановил почитание икон, определив, что воздавая честь иконам, мы тем самым воздаем честь их первообразу, и что покланяющиеся иконам покланяются тем, кто на них изображен.
Св. патриарх Тарасий правил Церковью 22 года и мирно преставился в 806-ом году.