1-го февраля (19-го января по старому стилю) Церковь празднует память великого пустынножителя, преподобного Макария Египетского.
Преп. Макарий родился в 301-ом году в Египте, на западном берегу Нила, в семье благочестивых родителей. С юных лет посвятив себя истинно-христианской жизни, он по смерти родителей удалился в Нитрийскую пустыню, а отсюда, по откровению от ангела, в пустыню Скитскую, где он преуспел в молитве и иноческой жизни.
Однажды на его пути встретился диавол с серпом и хотел ударить святого, но не мог. Тогда диавол сказал св. Макарию: «Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому-что не в состоянии победить тебя. Вот я делаю все, что делаешь ты. Ты постишься - и я ничего не ем вовсе; ты бодрствуешь - и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня». «Что это такое?» - спросил преподобный. «Смирение твое, - отвечал диавол. - Вот почему я и не могу бороться с тобою».
Когда преп. Макарию исполнилось сорок лет, он получил от Бога дар чудотворения, пророчества и власть над нечистыми духами. В то же время он стал священником и настоятелем (аввою) иноков, проживающих в скиту. Благодатная сила святого была такова, что он мог воскрешать даже мертвых. К св. Макарию Великому отовсюду приходило множество народа - ради душевной пользы, получения наставлений, исцеления от болезней и недугов.
Как-то братия спросила преподобного: «Скажи нам, отче, как надлежит молиться?» Св. Макарий дал им такое наставление: «Для молитвы не требуется многоглаголания, но надобно воздевать руки свои вверх и говорить: ‘Господи! Как Ты желаешь и как Ты Сам знаешь, помилуй меня.’ Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: ‘Господи, помилуй!’ Господь знает, что для нас полезно и сотворит нам милость». Преп. Макарий мирно отошел ко Господу в возрасте 90 лет.
Из наставлений св. Макария Великого.
Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, т.е. этого явного зла, произошедшего вследствие Адамова преступления, этого жала смерти; ибо прившедший грех, как некая разумная сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум, и борется с ним помыслами. Люди же не знают, что делают зло побуждаемые некой чуждой силой; напротив того, думают, что это естественно и что делают это по собственному своему рассуждению, но те, кто в самом уме имеют мир Христов и озарение Христово знают, откуда это зло и брань воздвигаются.