Русская Церковь издревле славилась многочисленным сонмом святых, в земле русской просиявших. Эти святые были всякого сословия, пола и возраста: князья и простолюдины, монахи и миряне, мужчины и женщины, старцы и дети; и таким образом, являясь как бы отрезком целого народа, они и представляли перед престолом Божиим весь русский народ. Одного лишь недоставало этому преславному сонму: за небольшим исключением в нем не было мучеников.

Но вот настало для народа страшное время. За грехи богоотступничества и цареубийства попустил Господь русскому народу быть преданным в руки безбожников. Эти слуги сатанинские воздвигли гонение на веру более лютое, чем в первые века христианства. И вот тогда лик русских святых украсился сияющим венцом мученичества. Как поется в тропаре новомученикам, они явились дивными цветами духовного луга русского, которые процвели в годину лютых гонений. И опять они представили собою весь народ: от Царя – Помазанника Божия – и его семьи до простых неграмотных крестьян, от архипастырей и богословов до сельских священников и скромных монахов. И все они – мужчины, женщины и дети, были люди совершенно подобные нам, дорогие братья и сестры, близкие нам по времени и даже предки некоторых из нас. Но их кровью и страданиями украсилась Русская Церковь, а их мученический подвиг, их твердое стояние в вере, их пламенная любовь к Богу даже до смерти, – явились дивным образцом спасения для всех в мире христиан, кто еще хочет и может спастись.

А вот блудный сын в евангельской притче сначала бежал от спасения. Он все имел, живя со своим Отцом, но только не имел веры, что именно эта его жизнь и является для него спасением. Он отвернулся от истинной жизни, ушел в далекую страну греха и отчаяния. И лишь пройдя через горести, тяжести и страдания, он наконец очнулся, пришел в себя, понял что он потерял. И тогда, через смирение и через покаяние он отправился в далекий и многотрудный путь возвращения к Отцу, возвращения к блаженству, к спасению, к истинной жизни. И что же? Обратный путь даже и не был ему таким долгим, потому-что Сам Отец поспешил к нему навстречу, поспешил сократить, облегчить этот путь, поспешил обнять и обласкать заблудшего сына.

И мы, дорогие братья и сестры, постоянно уподобляемся блудному сыну, страдаем неверием в Промысел Божий, отдаляемся от Бога своими грехами. Посмотрим же на эти два дивных образа, которые Церковь нам одновременно предлагает. Вот блудный сын, несчастный, оборванный, голодный, спешащий к своему благому Отцу. А вот святые Новомученики и Исповедники, твердые в своей вере и своих страданиях, спешащие кровью своей убелить одежду души и насладиться райским блаженством в доме Небесного Отца.

Поспешим же и мы, дорогие братья и сестры, к Богу, Милосердному Отцу нашему. Как Отец, вышедший к заблудшему сыну на полпути, так и Господь вышел к нам, заблудшим человекам, пришел на землю и Сам стал человеком, чтобы всех нас спасти.

Поспешим же и мы в храм Божий, чтобы получить спасение через Святые Тайны, через соединение с Самим Богом. Покаемся от всей души и воздохнем словами блудного сына: «Отче, приими нас как наемников Твоих».

Боже, милостив буди нам грешным! Аминь.