Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – праздник богословия, в песнопениях которого мы слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Тайне Пресвятой Троицы учат нас эти церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви: учительское.

Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов – ничто. И исповедание догматов без добрых дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы. За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить в Божественную Евхаристию. И прежде, чем приобщиться Св. Таин, мы исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим – тайну, которую не плоть и кровь открывают человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах.

Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено с их святостью, и приобщенностью к Богу, а без этого, без видения Бога человек не может богословствовать.

«Тайна богословия заключается в том, – учит преподобный Силуан, – что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что по милости Божией он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие и является истинным. Но путь к нему – вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые даны Духом Святым.

С тайной учительства связана тайна святительства. Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – это святители, которые молятся Богу и сами составляют Ему молитвы и службы. Не потому, что они владеют каким-то особенным даром слова (хотя он действительно есть у них), а потому, что Господь освящает этот дар и направляет на высшее служение. Они сами составители Божественной Литургии, где совершается св. Евхаристия, и это – знание Живого Бога, которое они преподают нам. Это их стояние за истину и отражение всех лжеучений, посягающих на святость веры.

Разрешая самые сложные вопросы духовной жизни, святители отвечают на них простым цитированием Священного Писания. У св. Василия Великого есть поучительные наставления в вопросах и ответах, которые составлены только из Священного Писания. И ни одного слова собственного комментария. На такой глубине слова жили эти люди. Они жили словом Божиим и Слово Божие говорило через них. «Золотые уста», – говорим мы. На самом деле, это уста, через которые говорит Бог. Святые отцы учили нас: «Золото приняли, золото и передайте другим». Мы все приняли золото, т.е. веру, и другим должны передать то, что приняли.

Всматриваясь в подвиг святителей, мы должны изумляться, как богословие питает их молитву, и молитва является продолжением богословия. Их молитва, их богословие соединяются друг с другом, питают друг друга. Мы не можем не изумляться тому, что истинное богословие исполнено поэзией высшей красоты.

Три святителя обладали особым даром слова. Мы читаем стихи Григория Богослова и понимаем, что это – созерцание уже высшей красоты, не тварной, а Божественной. Мы слышим слово св. Иоанна Златоуста на Пасху – действительно, сверхчеловеческое слово. Именно то слово, которое Господь дал ему в самый святейший для каждого человека момент, чтоб обратиться с этим словом ко всему человечеству до скончания мира – тогда, когда открывается самое главное, что должен знать человек: что Христос Воскрес! Устами святого Иоанна Златоустого, исполненными высшей силы и красоты, превосходящей способность обычного слова, Церковь обращается к нам и ко всему роду человеческому. И святой Василий Великий: его молитвы, его Литургия, тайные молитвы! Сила и красота этого слова выше, чем все, что знает любое искусство, любые достижения человечества в слове.

Богословие, связанное с Богом, должно быть огненным, вдохновенным, исполненным живой силы. Мы знаем, что иконопись – это богословие в красках. В настоящем богословии живописный дар – это не просто обозначение каких-то истин, но красота, исходящая от Творца неба и земли, от Духа Святого. Правда и любовь Божественная дышат в этом богословии.

Очень опасно мертвое богословие. Оно является причиной многих катастроф в Церкви и всего человечества, когда вера исповедуется одними только устами, а люди перестают уже воспринимать ее как самую живую жизнь. В любом исповедании истины никогда не следует гоняться за какой-либо красотой, т.к. сама правда – это уже красота. Но она должна исходить из нашей жизни, из нашего стояния за истину. Стояние за истину и в личном подвиге, который совершали все святые, и в заботе о том, чтобы Церковь сохранила эту истину навсегда. Вот существенный признак подлинности вдохновения, связанного с Богом.

Когда придет антихрист, он поразит всех своих ложным вдохновением. Любое слово может быть вдохновенным и ярким, и мы знаем, что антихрист привлечет многое множество людей именно пустым словом. Мы должны знать, что одним из внешних признаков того, что слово – не ложное, является то, что одновременно оно обладает трезвенностью. Оно знает меру. Истинное слово видит все внешнее, что происходит вокруг. Не случайно все три святителя много заботились о церковном устроении. Во всех внешних событиях они принимали участие: в устроении монашеского жития, в написании уставов, в церковном строительстве. Видение того, что происходит в устроении внешнего мира – это один из признаков подлинного слова, потому-что внешнее не упраздняется там, где есть внутреннее, а наоборот, раскрывается в подлинном свете. И малое не становится незначительным от того, что есть великое, а имеет свое значение. Только верный в малом верен Господу и в большем.

В наши дни, когда столько неверия и лжеверия вокруг нас, когда нечестие во внешнем мире (и даже в мире церковном) является все более наступательным на истину, будем молиться святителям Христовым, чтобы они дали нам свою помощь, в которой мы нуждаемся. Чтобы ложный экуменизм, как попытки соединить истину с ложью, не разделяя их, и все то отступничество в вере, которое уже является одним из главных признаков торжества отца лжи и явлением антихриста, не одолело нашу Церковь. Чтобы врата адовы не смогли победить ее, потому-что с нами святые отцы; с нами их святая вера, нам принадлежащая; с нами тысячи святых, которые кровью своей заплатили за исповедание Православия.

Дай нам Господь быть достойными веры этих великих святых. Дай Бог каждому из нас лично в этот праздник, прославляющий богомыслие, ведущее к боговедению, познать, что мы призваны исполнить самую главную заповедь – возлюбить Бога не только всею душою, не только всею крепостию своею, но и всем разумением нашим. Аминь.